Учим ребенка читать: когда и с чего начинать, как построить урок?


Как научить ребенка читать? Этот вопрос рано или поздно начинает волновать каждого родителя. Если раньше все было просто и понятно, всех детей перед школой учили чтению по букварю, то сейчас появилось множество новых интересных методик. Некоторые из них позволяют начать обучение еще с пеленок. Что они собой представляют и как определить, готов ли ребенок освоить новый навык? Как правильно в домашних условиях проводить уроки, чтобы любимое чадо не отвлекалось и с легкостью усваивало новую информацию?

Мама с ребенком читают книжку

Когда начинать?

В последнее время чтению принято учить практически с самого рождения малыша. Как, вашему ребенку уже 3 года, а он все еще не читает слитно, а только по слогам? Многих такой вопрос может вогнать в ступор. Однако переживать не стоит, истинное чтение у ребенка сформируется не раньше, чем в 5 лет. Нет, малыш 3-4 лет, конечно же, может при помощи взрослого заучить буквы, слоги и слова, но навыки синтеза и анализа у него сформируются гораздо позже. Если же вы считаете, что ваш ребенок развивается быстрее сверстников, предлагаем проверить его готовность к обучению чтению по ряду характерных признаков.

Ребенок с книжкой

Физиологическая готовность

Ребенок достаточно развит и готов учиться читать, если он соответствует следующим критериям.

  1. Правильно выговаривает большую часть алфавита, у него отсутствуют нарушения ритма речи, мелодики, не наблюдается других серьезных логопедических проблем.
  2. Разговаривает предложениями, его рассказ связный и понятен любому взрослому.
  3. Имеет хороший фонематический слух (без труда распознает, отделяет и воспроизводит звуки в слове). Ребенок может выделить одинаковый звук в словах «рожь», «нож», «ложка», подбирает по просьбе слово, которое начинается на букву «М» и заканчивается на «А».
  4. Хорошо ориентируется в пространстве, не путает «верх» и «низ», «право» и «лево».

Девочка учится читать

Психологическая готовность

Честно ответив на дюжину простых вопросов, вы сможете определить, пора ли приступать к обучению чтению или стоит еще немного подождать.

  1. Ваше чадо внимательно слушает стихи, сказки, песни и рассказы?
  2. Может ли ребенок пересказать их суть?
  3. Часто ли он самостоятельно рассматривает книжки?
  4. Интересно ли ребенку содержание книжки или он больше разглядывает картинки?
  5. Знает ли он некоторые буквы или проявляет к ним интерес?
  6. Малыш пытается читать книгу вслух, подражая родителям?
  7. Есть ли у него любимые герои книг?
  8. Он бережно относится к книжкам?
  9. Ребенок имеет богатый словарный запас?
  10. Он предпочитает чтение книг просмотру телевизора?
  11. Может ли он подобрать слово, которое начинается на последнюю букву слова «лимон»?
  12. Ваш малыш может рассказать стих, спеть песню?

Если положительных ответов меньше 5, то чтение ребенку будет даваться нелегко. В возрасте до 5 лет это нормально. Оптимально приступать к обучению в домашних условиях, когда на большинство вопросов можно ответить «да».

Обучение чтению в игровой форме

С чего начать?

Многие родители обучают детей чтению хаотично, не понимая, с чего начать, чтобы ребенку было легче освоить материал. Этого делать категорически нельзя, малыш просто запутается в огромном потоке новых знаний. Во всем важна последовательность и регулярность. Не стоит перепрыгивать с одного этапа на другой, даже если какой-то из них слишком затянулся по времени.

  1. Знакомство со звуками. Попросите малыша прислушаться. Как шуршат листья? Как жужжит пчела? Какой звук издает машина, поезд? Расскажите о различии гласных от согласных. Чем отличаются эти звуки. Можно ли пропеть согласную?
  2. Пробуждаем интерес ребенка. Расскажите малышу о разных письменностях, покажите ему иероглифы, различные способы написания букв, обратите внимание на таблички и древние свитки в музее. Много читайте вслух, с выражением, разной интонацией. Доступно объясните, как строится предложение, что оно состоит из нескольких слов, слова в свою очередь, делятся на слоги (слияния звуков). Расскажите об ударении, что им нужно выделять определенную часть слова, которая произносится чуть громче.
  3. Изучаем буквы. Объясните малышу, что буквы – это письменное обозначение звуков. Начните знакомить с их написанием. Не обязательно использовать лист и бумагу. Буквы можно чертить на песке, лепить их из пластилина, теста,, шить, клеить наклейки, выкладывать камушками и т. д. А вот азбуку с картинками на начальном этапе лучше не использовать. Ребенок может запомнить что «А» – это «аптечка», и эта ассоциация в дальнейшем ему будет мешать.
  4. Слоги. Как научить ребенка слогам? Сначала стоит вспомнить, что слоги бывают разные. Когда согласный звук перетекает в гласный (БА, МА, РО, ТУ), его называют слогом слияния. В обратном случае (АП, УС, ИГ) получается слог примыкания. Правильно начинать чтение именно с последних, при обучении ребенку легче долго тянуть первую гласную, вспоминая следующую букву (запомнить все согласные не так-то легко). Еще лучше начинать с соединения двух гласных (АУ, ИА, УА). Затем постепенно следует добавлять простые звуки (К, М, П, Т). После можно перейти к изучению слогов слияния. На заключительном этапе к прямым слогам присоединяют по одной согласной (С-ОК, К-ОТ, М-АК, К-ОМ).
  5. Учимся читать слоги слитно. Довольно часто ребенок длительное время читает по слогам. Чтобы помочь ему понять, как произносить их слитно, можно наглядно карандашом чертить по низу слова скобки, объясняя что каждая буква движется к следующей, образуя новый звук. Также наглядно нужно выделить паузу между словами, особенно в предложении, где есть предлоги. Если произносить все слоги нараспев, то в последствии ребенок будет делать ошибки в написании слов и предлогов (будет писать их слитно).

Совет

Учите ребенка читать слоги слитно сразу. Не позволяйте обрывать один звук, а затем начинать второй. Лучше долго тянуть первую гласную [АААААУ], чем читать слог по буквам [А], [У].

Мягкие кубики с буквами

Упражнения

Ничто так хорошо не закрепляет пройденный материал, как интересные упражнения. Поэтому каждый домашний урок правильно заканчивать небольшим заданием. Можно выдумывать их самим, а можно отрыть любой логопедический учебник. Приведем несколько примеров таких упражнений.

  1. Ударение в слове, слоги. Предложите каждый слог в слове отхлопывать в ладоши, при этом ударный выделять более громким хлопком.
  2. Слияние слогов. Соорудите многоэтажный домик, где с одной стороны в окошке будет согласная буква, а с другой гласная. Предложите ребенку их соединить. Пример: «М» + «а» = «Ма», «К» + «и» = «Ки». Затем поменяйте согласные и гласные буквы местами. Чтобы ребенку было интереснее, можно задавать осмысленные короткие слова из двух букв (он, ох, ус).
  3. Упражнение на внимательность. Напишите один слог в несколько рядов, где-нибудь в середине намеренно сделав ошибку. Предложите ребенку найти ее и исправить. Пример: слог «СО», ошибка «ОО».
  4. Упражнение «подставь букву». Напишите несколько слов, пропустив некоторые буквы (вместо них нужно оставить пустое место). Ребенок должен сообразить, какой буквы не хватает. Пример: _ир, _ыба, _ост.
  5. Читаем слитно. Напишите предложения из двух коротких слов. Можно проиллюстрировать их картинками. Пример: «вот мак», «тут ель», «там рот», «где кот».
Кубики Зайцева

Кубики Зайцева

Методики

На сегодняшний день обучение чтению по букварю далеко не единственный метод. Перед родителями стоит непростой выбор. Что выбрать: кубики Зайцева, карточки Домана, буквы Марии Монтессори, МИРР (метод интеллектуального развития ребенка) Павла Тюленева? Конечно же, каждый родитель решает сам, что лучше для его чада. Давайте лишь в общих чертах расскажем, что представляет собой каждая методика.

  • Карточки Домана

Обучение методом целых слов придумал американский ученый Г. Доман. Он предлагает уже с 2 месяцев жизни показывать детям карточки со словами и предложениями, одновременно их озвучивая. Сначала уроки длятся по 5-7 минут, затем время обучения увеличивается. И хотя карточки быстро сменяют друг друга, в конце концов ребенок запоминает слово целиком. Стоит отметить, что многоуважаемый Глен Доман советует использовать только специальные карточки: с определенным шрифтом, размером букв, объемом информации. Рукописные тексты, изготовленные родителями самостоятельно, могут не вызвать у ребенка интерес, и, соответственно, читать он не научится. Кроме того, к недостаткам такого метода можно отнести и то, что ребенок воспринимает слово целиком, не запоминая последовательность букв на карточке. Под вопросом остается и сложная система окончаний. Но в общем, как дополнительный метод он не так плох.

  • Кубики Зайцева

Российский педагог Н. А.Зайцев придумал свой метод – он разместил склады на кубиках и таблицах (аудиокассета и учебное пособие прилагаются). Стоит такой комплект довольно дорого, но есть ли от него польза? Неоспоримым достоинством такого метода является его интересная игровая форма. Ребенок с интересом крутит кубики, и в то же время запоминает сочетание букв в складах. Обучение чтению по методике Зайцева хорошо подходит для детей с ограниченными способностями, аутистов. Однако есть и недостатки. Например, ребенку сложно понять, как соединяются звуки, он не может разобраться в составе слова (делит его только на склады). Несмотря на это, практически все школы развития, частные детские сады и другие негосударственные учреждения чаще всего используют именно кубики Зайцева.

  • МИРР Павла Тюленева

Данная методика основана на строгих правилах, полной смене образа жизни всей семьи. Родителям предлагают создавать для ребенка максимально полезную среду: правильно выбирать игрушки, полностью загружать его занятиями во время бодрствования. Тюленев уверяет, что если следовать его рекомендациям с самого рождения, то уже к 2 годам ребенок будет не только читать, но и печатать на компьютере или пишущей машинке. Заманчиво для родителей, которые мечтают вырастить гения. Но нужно ли это для самих детей?

  • Буквы Марии Монтессори

Обучение чтению по методу Монтессори основывается на тактильном, зрительном и слуховом ощущениях. Малышу предлагается гладкая карточка (картонная или деревянная) с шершавой буквой посредине. Он должен обвести ее пальцем так, как ее обычно пишут. Сначала при помощи родителя, затем сам. Одновременно взрослый озвучивает букву. В дальнейшем, ребенку предлагается написать ее в воздухе, найти карточку с буквой с закрытыми глазами, а также другие интересные упражнения. Для знакомства детей с миром букв такой метод очень хорош.

Обучение ребенка чтению

Практические советы

Чтобы обучение чтению было успешным и приносило только положительные эмоции ребенку и родителям, важно запомнить несколько правил.

  1. Наиболее эффективная форма обучения дошкольника – это игра. Сделайте так, чтобы ребенку было интересно, и тогда он быстрее освоит грамоту. Используйте разные игры, задания и упражнения, желательно каждый раз новые.
  2. Уроки должны быть короткими, но частыми и регулярными (ежедневно 3-5 уроков по 8-15 минут).
  3. Подавайте материал доступно и понятно, инструкции должны быть короткими.
  4. Если ребенок засиделся за интересным заданием, не забывайте делать разминку. Можно сделать пальчиковую гимнастику, небольшую зарядку или просто поиграть в подвижную игру.
  5. Выбирайте благоприятное время для урока. Перед тем как научить ребенка читать по слогам, убедитесь, что он в хорошем расположении духа, не хочет спать или есть. В период болезни от уроков лучше отказаться.
  6. Будьте терпеливы. Раздражение в вашем голосе может отбить желание у ребенка заниматься. Правильно рассчитывайте его силы и не давайте слишком сложных заданий.
  7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Каждый человек индивидуален, кто-то осваивает чтение быстро, а кому-то необходимо время, чтобы во всем разобраться.

Совет

Существуют определенные периоды, когда ребенок наиболее успешно осваивает грамоту. Как правило, это теплое время года – конец весны, лето, начало осени. Это связано с обилием витаминов, более длинным световым днем, редкими болезнями. Ребенок в этот период больше двигается, он бодр и позитивно настроен, буквы запоминаются проще, а слоги сами складываются в слова.

Молодой организм, в том числе и мозг, созревает постепенно. Поэтому если ребенку пока не удается достигнуть тех успехов, на которые рассчитывали родители, не нужно его упрекать. Если интенсивно развивать отделы мозга, которые еще не могут работать на полную силу, это может привести к психологическим проблемам, чрезмерной возбудимости и гиперактивности. Обучение детей чтению, прежде всего, должно строиться на интересе.

Оставить комментарий: