Что умеет малыш в 1 годик и как помочь ему гармонично развиваться


Родители подрастающего малыша часто интересуются, что должен уметь ребенок в 1 год и как помочь ему дальше расти и развиваться. 12 месяцев – это переходной возраст, когда беспомощный кроха каждый день стремится к самостоятельности и осознает себя отдельно от мамы. Он делает первые шаги, говорит первые слова и многое хочет делать сам.

Развитие ребенка в этом возрасте происходит стремительно, каждый день он учится делать что-то новое. Маме с папой хочется отслеживать все эти изменения, сохранить их в памяти и наслаждаться минутами взросления своего чада. Главное не сравнивать его с другими детьми, ведь все малыши разные, и каждый уникален по-своему.

Мама с годовалым малышом

Особенности физического развития годовалого ребенка

Примерно в то время, когда ребенку исполняется один годик, происходит одно из главных изменений его физического развития – он становится на ноги и делает первые шаги. Некоторые детки начинают ходить до первого дня рождения, другие – немного позже этой даты. Но так или иначе, малыш приобретает навык самостоятельного передвижения и учится пользоваться им по своему усмотрению.

Вот список наиболее значимых перемен в части физического развития годовалого ребенка.

  1. Умеет брать в руки не только большие предметы, но и маленькие, захватывая их пальчиками.
  2. Учится самостоятельно залазить на стул, диван, кресло и пытается спускаться на пол.
  3. Держась за опору, может пинать ногой мяч, а сидя – бросать его руками.
  4. Способен построить башенку из двух-трех кубиков.
  5. Пытается листать страницы большой книги.
  6. Учится держать ложку в руках, повторяет за мамой, набирая пищу, держит руками чашку.

Кроме того, малыши в этом возрасте уверенно меняют положение с сидячего на стоячее и наоборот. Кому-то для этого все еще требуется опора, а некоторые «торопыжки» пробуют это делать самостоятельно.

Важно поддерживать малыша и помогать ему в стремлении к дальнейшему развитию, чаще отпускать его руку, особенно когда он сам этого просит. Любопытство и любознательность в этом возрасте сильнее страха, поэтому ребенок быстро осваивает окружающее его пространство.

Годовалый ребенок просит кушать

Эмоциональное и интеллектуальное развитие

В эмоциональном плане у годовалого ребенка также происходит множество изменений, он осознает себя отдельно от мамы и активно интегрируется в общество окружающих его людей. Свои эмоции малыш учится выражать не только с помощью плача, но и улыбкой, мимикой и первыми осознанными звуками. Многие детки в этом возрасте любят обнимать и целовать близких людей.

В 1 годик у ребенка появляются новые особенности поведения.

  • Малыш знает и узнает тех людей, которые часто проводят с ним время, может показать их на фото.
  • Проявляет радость при виде новой игрушки.
  • Учится подражать взрослым, у него появляются навыки ролевых игр: например, он может «кормить» собачку или расчесывать куклу, «разговаривать» по телефону, прикладывая к уху любой похожий предмет.
  • Любит слушать музыку, узнает любимые или часто звучащие мелодии, пытается танцевать под них.
  • Осваивает первые несложные игры, например «ладушки» или «ку-ку».
  • Испытывает и проявляет первый страх по поводу расставания с мамой или папой.

Каждый ребенок индивидуален и может удивить родителей другими социальными навыками и эмоциональными умениями. Важно поддерживать его, но не подталкивать.

Совет

Не стоит торопить время, испытывать на ребенке новомодные программы развития и учить с ним буквы и цифры в этом возрасте. Все придет вовремя! И не так важно, кто из детей, гулящих на одной площадке, лучше разговаривает или умеет проситься на горшок. Такое сравнение никогда не бывает полезным ни для малыша, ни для родителей.

Малыш с игрушечным телефоном

Навыки общения годовалого ребенка

Считается, что к первому дню рождения малыш должен уметь говорить хотя бы пару простых слов. Большинство деток подтверждают эту теорию, но если ребенок в годик молчит, это не означает, что он отстает в развитии. Нужно понаблюдать за ним, убедиться, что малыш слышит речь окружающих людей, реагирует на нее, например протягивает игрушку, когда его просят: «Дай». В этом случае переживать не нужно, даже если в ответ малыш не произносит ни слова.

Есть детки-торопыжки, которые в этом возрасте произносят до 10 осмысленных слов: ма-ма, па-па, ав, ам, на, дай и другие. В основном раннее речевое развитие характерно для девочек, мальчики дольше молчат.

В основном к годовалому возрасту ребенок умеет:

  • слышать и понимать обращенную к нему речь, выполнять несложные просьбы;
  • знает свое имя, реагирует, когда кто-то его произносит;
  • видя себя в зеркале или на фото, понимает, что это он, а на вопрос «кто это?» — может показывать ручкой на себя;
  • понимает слова «можно» и «нельзя», слушается, когда взрослые говорят ему «нет».

В возрасте одного года детки любят играть со взрослыми, слушая их разговоры, пытаются понимать сказанные слова, улавливают эмоции и интонации голоса. Кроме того, общаясь с малышом, можно заметить, как он старается подражать взрослым, повторяя их действия и поведение. По версии сайта TheRebenok.ru, чем больше времени родители проводят в общении и играх с ребенком, тем более здоровым и социально адаптированным он будет расти.

Малыши с музыкальными игрушками

Как развивать ребенка в 1 год

Чтобы помочь малышу гармонично развиваться, нужно уделять ему внимание и проводить с ним время. Это интересный и забавный период, когда ребенок каждый день меняется, удивляет и радует своих близких. За ним любопытно наблюдать, помогая ему каждый день делать шаги во взрослую жизнь.

Развитие ребенка в этом возрасте предполагает физические упражнения, игры и занятия.

  1. Чтобы стимулировать самостоятельное хождение малыша, можно приобрести для него ручку-каталку со смешной зверюшкой. Она издает звуки, катится вперед, а ребенок будет с радостью следовать за ней.
  2. После каждого купания вечером нужно делать легкий массаж всего тела, поглаживая и разминая его мышцы.
  3. Лучшие игры для этого возраста – кубики, пирамидки и сортеры. Складывая башню из кубиков или пытаясь положить фигуры разного размера в соответствующие отверстия, малыш познает свойства и назначение вещей.
  4. Важно приобрести для ребенка несколько больших красочных книг с плотными страницами. Малыш будет изучать картинки и слушать пояснения мамы к каждой из них, запоминая животных, предметы, действия и т. д. Со временем это занятие можно превратить в игру «Покажи мне», когда мама спрашивает, а ребенок показывает то, что его просят.
  5. Игра «Чаепитие» поможет ребенку закрепить навыки самообслуживания за столом. Нужно посадить в круг несколько игрушек, «налить» всем чай, раздать тарелки и ложки, всех накормить. Важно, чтобы родитель озвучивал каждое действие и пояснял малышу, как именно нужно пить, есть, ставить посуду. Все эти умения ребенок применит за настоящим столом.
  6. В годовалом возрасте можно начинать изучать части тела и лица ребенка, показывая ему, где ручки, ножки, носик, ротик. Можно играть так перед зеркалом, а можно использовать большие картинки людей, показывая части тела на них.
  7. Еще одной занимательной и полезной для развития малыша игрой будет закрывание и открывание различных крышек. Лучше всего взять пластиковые контейнеры и судочки разного цвета, показать ребенку, как с них снимаются крышки, и помогать ему надевать их обратно.

Весь окружающий мир нов и неизвестен малышу, поэтому изучение его является основным фактором развития. Запреты и ограничения, безусловно, помогут обезопасить ребенка, но не откроют ничего нового и занимательного. Поэтому нужно умеренно следить за его безопасностью и помогать ребенку открывать что-то новое.

Совет

Не стоит переживать, если ребенок испачкался или разбросал окружающие его предметы. Лучше запастись терпением и дать ему возможность осваивать окружающий мир, а затем вместе наводить порядок.

Годовалый ребенок играет

Режим дня ребенка в годик

Гармоничное и своевременное развитие невозможно без правильно построенного режима дня. Ощущение стабильности и безопасности у ребенка выстраивается на основании повторяющихся действий, которые он делает в одно и то же время. Поэтому так важно подобрать для него оптимальный распорядок и стараться придерживаться его каждый день. Основными элементами режима являются питание и сон ребенка, а все остальные занятия, игры и прогулки можно осуществлять в промежутках по желанию и настроению малыша.

Как правило, примерный режим дня годовалого ребенка включает в себя такие пункты:

7.00 – подъем;

7.30 – гигиенические процедуры;

8.00 – завтрак;

8.30 – игры, занятия;

10.30 – перекус;

11.00 – прогулка;

13.00 – обед;

13.30–16.00 – дневной сон;

16.30 – полдник;

17.00 – прогулка;

19.00 – ужин;

19.30 – спокойные игры, время с родителями;

20.30 – купание, массаж;

21.00 – сон.

Этот режим приблизительный, каждый ребенок вносит свои коррективы в планы мамы и папы. Некоторые годовалые малыши уже в 6 утра на ногах и поражают своей энергией и активностью, а другие могут спать и до 9 часов, давая маме несколько часов тишины и покоя.

Питание ребенка должно быть разнообразным, наполненным витаминами и полезными микроэлементами, чтобы давать необходимую энергию для роста малыша. Этот возраст хорош тем, что дети редко говорят «не хочу» и «не буду», поэтому их можно кормить овощами, фруктами и кашами по собственному усмотрению.

Важно!

Дневной сон – обязательная часть режима дня годовалого ребенка, он восстанавливает силы и успокаивает малыша. Поэтому даже если он активен и бодр днем, нужно стараться укладывать его в одно и то же время, давая возможность отдохнуть.

Таким образом, если вашему ребенку 1 год, вас ждут сюрпризы и открытия каждый день, ведь он постоянно меняется и учится быть самостоятельным. Внимание и любовь родителей помогут малышу расти активным, здоровым и любознательным.

Оставить комментарий: