Что умеет малыш в 1 годик и как помочь ему гармонично развиваться
Содержание:
Родители подрастающего малыша часто интересуются, что должен уметь ребенок в 1 год и как помочь ему дальше расти и развиваться. 12 месяцев – это переходной возраст, когда беспомощный кроха каждый день стремится к самостоятельности и осознает себя отдельно от мамы. Он делает первые шаги, говорит первые слова и многое хочет делать сам.
Развитие ребенка в этом возрасте происходит стремительно, каждый день он учится делать что-то новое. Маме с папой хочется отслеживать все эти изменения, сохранить их в памяти и наслаждаться минутами взросления своего чада. Главное не сравнивать его с другими детьми, ведь все малыши разные, и каждый уникален по-своему.
Особенности физического развития годовалого ребенка
Примерно в то время, когда ребенку исполняется один годик, происходит одно из главных изменений его физического развития – он становится на ноги и делает первые шаги. Некоторые детки начинают ходить до первого дня рождения, другие – немного позже этой даты. Но так или иначе, малыш приобретает навык самостоятельного передвижения и учится пользоваться им по своему усмотрению.
Вот список наиболее значимых перемен в части физического развития годовалого ребенка.
- Умеет брать в руки не только большие предметы, но и маленькие, захватывая их пальчиками.
- Учится самостоятельно залазить на стул, диван, кресло и пытается спускаться на пол.
- Держась за опору, может пинать ногой мяч, а сидя – бросать его руками.
- Способен построить башенку из двух-трех кубиков.
- Пытается листать страницы большой книги.
- Учится держать ложку в руках, повторяет за мамой, набирая пищу, держит руками чашку.
Кроме того, малыши в этом возрасте уверенно меняют положение с сидячего на стоячее и наоборот. Кому-то для этого все еще требуется опора, а некоторые «торопыжки» пробуют это делать самостоятельно.
Важно поддерживать малыша и помогать ему в стремлении к дальнейшему развитию, чаще отпускать его руку, особенно когда он сам этого просит. Любопытство и любознательность в этом возрасте сильнее страха, поэтому ребенок быстро осваивает окружающее его пространство.
Эмоциональное и интеллектуальное развитие
В эмоциональном плане у годовалого ребенка также происходит множество изменений, он осознает себя отдельно от мамы и активно интегрируется в общество окружающих его людей. Свои эмоции малыш учится выражать не только с помощью плача, но и улыбкой, мимикой и первыми осознанными звуками. Многие детки в этом возрасте любят обнимать и целовать близких людей.
В 1 годик у ребенка появляются новые особенности поведения.
- Малыш знает и узнает тех людей, которые часто проводят с ним время, может показать их на фото.
- Проявляет радость при виде новой игрушки.
- Учится подражать взрослым, у него появляются навыки ролевых игр: например, он может «кормить» собачку или расчесывать куклу, «разговаривать» по телефону, прикладывая к уху любой похожий предмет.
- Любит слушать музыку, узнает любимые или часто звучащие мелодии, пытается танцевать под них.
- Осваивает первые несложные игры, например «ладушки» или «ку-ку».
- Испытывает и проявляет первый страх по поводу расставания с мамой или папой.
Каждый ребенок индивидуален и может удивить родителей другими социальными навыками и эмоциональными умениями. Важно поддерживать его, но не подталкивать.
Совет
Не стоит торопить время, испытывать на ребенке новомодные программы развития и учить с ним буквы и цифры в этом возрасте. Все придет вовремя! И не так важно, кто из детей, гулящих на одной площадке, лучше разговаривает или умеет проситься на горшок. Такое сравнение никогда не бывает полезным ни для малыша, ни для родителей.
Навыки общения годовалого ребенка
Считается, что к первому дню рождения малыш должен уметь говорить хотя бы пару простых слов. Большинство деток подтверждают эту теорию, но если ребенок в годик молчит, это не означает, что он отстает в развитии. Нужно понаблюдать за ним, убедиться, что малыш слышит речь окружающих людей, реагирует на нее, например протягивает игрушку, когда его просят: «Дай». В этом случае переживать не нужно, даже если в ответ малыш не произносит ни слова.
Есть детки-торопыжки, которые в этом возрасте произносят до 10 осмысленных слов: ма-ма, па-па, ав, ам, на, дай и другие. В основном раннее речевое развитие характерно для девочек, мальчики дольше молчат.
В основном к годовалому возрасту ребенок умеет:
- слышать и понимать обращенную к нему речь, выполнять несложные просьбы;
- знает свое имя, реагирует, когда кто-то его произносит;
- видя себя в зеркале или на фото, понимает, что это он, а на вопрос «кто это?» — может показывать ручкой на себя;
- понимает слова «можно» и «нельзя», слушается, когда взрослые говорят ему «нет».
В возрасте одного года детки любят играть со взрослыми, слушая их разговоры, пытаются понимать сказанные слова, улавливают эмоции и интонации голоса. Кроме того, общаясь с малышом, можно заметить, как он старается подражать взрослым, повторяя их действия и поведение. По версии сайта TheRebenok.ru, чем больше времени родители проводят в общении и играх с ребенком, тем более здоровым и социально адаптированным он будет расти.
Как развивать ребенка в 1 год
Чтобы помочь малышу гармонично развиваться, нужно уделять ему внимание и проводить с ним время. Это интересный и забавный период, когда ребенок каждый день меняется, удивляет и радует своих близких. За ним любопытно наблюдать, помогая ему каждый день делать шаги во взрослую жизнь.
Развитие ребенка в этом возрасте предполагает физические упражнения, игры и занятия.
- Чтобы стимулировать самостоятельное хождение малыша, можно приобрести для него ручку-каталку со смешной зверюшкой. Она издает звуки, катится вперед, а ребенок будет с радостью следовать за ней.
- После каждого купания вечером нужно делать легкий массаж всего тела, поглаживая и разминая его мышцы.
- Лучшие игры для этого возраста – кубики, пирамидки и сортеры. Складывая башню из кубиков или пытаясь положить фигуры разного размера в соответствующие отверстия, малыш познает свойства и назначение вещей.
- Важно приобрести для ребенка несколько больших красочных книг с плотными страницами. Малыш будет изучать картинки и слушать пояснения мамы к каждой из них, запоминая животных, предметы, действия и т. д. Со временем это занятие можно превратить в игру «Покажи мне», когда мама спрашивает, а ребенок показывает то, что его просят.
- Игра «Чаепитие» поможет ребенку закрепить навыки самообслуживания за столом. Нужно посадить в круг несколько игрушек, «налить» всем чай, раздать тарелки и ложки, всех накормить. Важно, чтобы родитель озвучивал каждое действие и пояснял малышу, как именно нужно пить, есть, ставить посуду. Все эти умения ребенок применит за настоящим столом.
- В годовалом возрасте можно начинать изучать части тела и лица ребенка, показывая ему, где ручки, ножки, носик, ротик. Можно играть так перед зеркалом, а можно использовать большие картинки людей, показывая части тела на них.
- Еще одной занимательной и полезной для развития малыша игрой будет закрывание и открывание различных крышек. Лучше всего взять пластиковые контейнеры и судочки разного цвета, показать ребенку, как с них снимаются крышки, и помогать ему надевать их обратно.
Весь окружающий мир нов и неизвестен малышу, поэтому изучение его является основным фактором развития. Запреты и ограничения, безусловно, помогут обезопасить ребенка, но не откроют ничего нового и занимательного. Поэтому нужно умеренно следить за его безопасностью и помогать ребенку открывать что-то новое.
Совет
Не стоит переживать, если ребенок испачкался или разбросал окружающие его предметы. Лучше запастись терпением и дать ему возможность осваивать окружающий мир, а затем вместе наводить порядок.
Режим дня ребенка в годик
Гармоничное и своевременное развитие невозможно без правильно построенного режима дня. Ощущение стабильности и безопасности у ребенка выстраивается на основании повторяющихся действий, которые он делает в одно и то же время. Поэтому так важно подобрать для него оптимальный распорядок и стараться придерживаться его каждый день. Основными элементами режима являются питание и сон ребенка, а все остальные занятия, игры и прогулки можно осуществлять в промежутках по желанию и настроению малыша.
Как правило, примерный режим дня годовалого ребенка включает в себя такие пункты:
7.00 – подъем;
7.30 – гигиенические процедуры;
8.00 – завтрак;
8.30 – игры, занятия;
10.30 – перекус;
11.00 – прогулка;
13.00 – обед;
13.30–16.00 – дневной сон;
16.30 – полдник;
17.00 – прогулка;
19.00 – ужин;
19.30 – спокойные игры, время с родителями;
20.30 – купание, массаж;
21.00 – сон.
Этот режим приблизительный, каждый ребенок вносит свои коррективы в планы мамы и папы. Некоторые годовалые малыши уже в 6 утра на ногах и поражают своей энергией и активностью, а другие могут спать и до 9 часов, давая маме несколько часов тишины и покоя.
Питание ребенка должно быть разнообразным, наполненным витаминами и полезными микроэлементами, чтобы давать необходимую энергию для роста малыша. Этот возраст хорош тем, что дети редко говорят «не хочу» и «не буду», поэтому их можно кормить овощами, фруктами и кашами по собственному усмотрению.
Важно!
Дневной сон – обязательная часть режима дня годовалого ребенка, он восстанавливает силы и успокаивает малыша. Поэтому даже если он активен и бодр днем, нужно стараться укладывать его в одно и то же время, давая возможность отдохнуть.
Таким образом, если вашему ребенку 1 год, вас ждут сюрпризы и открытия каждый день, ведь он постоянно меняется и учится быть самостоятельным. Внимание и любовь родителей помогут малышу расти активным, здоровым и любознательным.