Что умеют малыши в возрасте 6 месяцев?
Содержание:
Вот и пролетели первые полгода жизни. Важно оценить развитие ребенка в 6 месяцев. Хотя все развиваются в индивидуальном темпе, на несоответствие нормам стоит обращать внимание. Это не повод для паники, но, возможно, понадобится помочь малышу. И коррекцию нужно проводить вовремя: чем кроха старше, тем сложнее устранить проблему. Поэтому родители должны знать, что могут уметь дети этого возраста.
Физические параметры
Первое, что уточняет педиатр при приеме, — сколько младенец весит и какой у него рост. Нормы очень усредненные, ведь малыши очень разные. У высоких родителей с большей вероятностью будет крупный ребенок, чем у миниатюрных. Кроме того, мальчик, скорее всего, быстрее растет, чем девочка.
Все же стоит ориентироваться на среднестатистические значения, которые указывает Всемирная организация здравоохранения.
- Мальчик. Рост от 65,5 до 69,8 см. Вес от 7,1 до 8,8 кг.
- Девочка. Рост от 63,8 до 68 см. Вес от 6,5 до 8,2 кг.
Нормальным считается, когда в шесть месяцев младенец удваивает вес. Если малыш значительно больше или меньше, то рекомендуется проконсультироваться у врача. Возможно, есть необходимость скорректировать питание или пропить пробиотики, чтобы устранить дисбактериоз. Игнорировать проблему не стоит. Слишком малый вес иногда означает, что грудничок получает недостаточно питательных веществ, которые необходимы для полноценного развития. При избытке массы крохе сложно будет двигаться и овладевать новыми умениями.
Также врач обязательно измеряет окружность головы. К этому возрасту она не должна превышать объема грудной клетки, в отличие от месячного, когда она была значительно больше. В это же время многие мамы замечают первый зуб. Поведение малютки часто резко меняется: появляется беспокойство, плач без видимых причин, нарушается аппетит и сон.
Что может ребенок?
В полгода большое значение имеет физическое развитие. Ведь ребенок активно осваивает разные навыки, много двигается, проверяя возможности своего тела. Теперь его нельзя оставить одного на диване: в отличие от месячного малютки, он легко может перекатиться или подползти к краю и упасть. Поэтому родителям надо сохранять бдительность.
Перевороты со спины на живот и назад уже не вызывают затруднений. Малыш с удовольствием продолжает оттачивать этот навык. Он способен перекатиться несколько раз, чтобы добраться до желаемого предмета. Физиологический гипертонус к этому времени должен пройти, так что карапуз делает попытки перемещаться в пространстве. Он может кружиться вокруг своей оси, лежа на животе, или пятиться назад, отталкиваясь руками. Часто такое движение предваряет ползание, как и раскачивание на четвереньках. Также малыши могут уметь садиться самостоятельно. Если взрослый дает свои руки лежащему на спине ребенку, то он подтягивается и задерживается в вертикальном положении. Но слишком часто делать это не рекомендуется, так как позвоночник еще не окреп.
Если кроху держать за подмышки, то он будет активно двигаться и отталкиваться ножками. Так он готовится к прямохождению. Некоторые дети пробуют вставать у опоры. Не обязательно уметь все, некоторые малыши пропускают какие-то этапы.
К концу первого полугодия жизни быстро развивается крупная и мелкая моторика, появляются новые навыки. Малыш начинает понимать, что у него есть две руки, и старается их задействовать. Теперь он умеет опираться на одну руку, когда лежит на животике, а второй берет игрушку. Он может перекладывать предмет из одной руки в другую и брать по игрушке в каждую. Если его заинтересует третья вещь, то он выпустит одну из уже имеющихся, чтобы захватить ее. Сначала это будет происходить случайно, но вскоре он разберется, что надо сделать.
Совет
Ребенку полезно проводить время на полу, это стимулирует его двигательные навыки. Только надо позаботиться о его безопасности.
Грудничок изучает свойства предметов, он уже понимает, что если погремушку потрясти, она загремит. Ему нравится выбрасывать вещи из своей кроватки. Можно поиграть с ним или привязать к игрушкам веревочки, чтобы он пробовал доставать их сам.
Мелкая моторика заметно улучшилась. Малыш, когда ему идет седьмой месяц жизни, уверенно держит предмет в руке, обхватывая его всеми пальцами. Мелкие игрушки он берет двумя пальцами, как пинцетом. Благодаря развитию глазных мышц, малютка начинает правильно воспринимать изображения на расстоянии.
Особенности психического развития
Психическое развитие также не стоит на месте. В полгода у карапуза появляется лепет. Он может произносить около 40 звуков, формирует из них слоги, имитируя речь взрослого, меняет модуляции и тон. Иногда кажется, что он произносит слова, но на самом деле его речь пока не несет смысловой нагрузки.
Ребенок к концу первого полугодия жизни внимательно прислушивается к словам родителей, пытается их понять. Он узнает голоса родных, даже когда их не видит. Кроха умеет узнавать свое имя, откликается на него комплексом оживления. Знает он и названия наиболее часто используемых игрушек и простых действий. Пассивный словарь растет, поэтому важно много разговаривать с малышом, рассказывать обо всем, что есть вокруг.
Он отличает чужих людей. Если кто-то незнакомый возьмет его на руки, то, вполне вероятно, младенец расплачется. Успокоится он только после того, как мама его заберет. Держать дистанцию со взрослыми малютка будет еще долго.
В этом возрасте ребенок начинает понимать самые простые причинно-следственные связи. Например, нажал на кнопку на игрушке — раздался звук. Бросил предмет — он упал. Заплакал — пришла мама. Любимая игра — открывать и закрывать крышки у кастрюль или банок, прятать в них небольшие предметы. Вещи, которые малыш не может видеть, для него исчезают.
В возрасте шести месяцев можно начинать учить понятию «нельзя». Если кроха пытается сделать что-то заведомо опасное, нужно коротко объяснить, что так нельзя и отвлечь внимание.
Общение с ребенком также меняется. Это уже не месячный малыш, который все свои потребности выражает криком. Полугодовалый карапуз плачем показывает в первую очередь физиологический дискомфорт. Прочие нужды он пробует донести по-другому. Если ему нужно одобрение, то он требовательно вскрикнет. Когда у него пытаются забрать интересующий предмет — сморщит лицо. Жесты и разнообразные звуки подскажут, какую игрушку карапуз хочет в данный момент. Ему хочется знать, какие свойства у различных предметов. Потому он будет наблюдать, как взрослый обращается с вещью, а потом попробует повторить.
Ребенку нравится видеть положительные эмоции у мамы, он с удовольствием реагирует на смех. Он может смешить родителей, издавая смешные звуки и делая забавные гримасы. Интересно и взаимодействие с другими крохами. Малыш уже умеет различать детей и взрослых. Два таких карапуза будут копировать движения друг друга.
Сон и питание
Сон чрезвычайно важен для нормального развития ребенка. В 6 месяцев он составляет 14-15 часов. Причем ночной сон должен длиться около 10 часов и больше. Хоть и считается, что груднички уже способны спать всю ночь без пробуждений, но все же так бывает редко. Особенно при грудном вскармливании. Скорее всего, потребность в ночном докорме уменьшится, но не исчезнет полностью. Некоторые дети к этому времени переходят на 2 дневных сна, но многие пока отдыхают трижды.
В питании также происходят изменения. Если в первые месяцы жизни грудничку было достаточно материнского молока или смеси, то во втором полугодии без дополнительной пищи не обойтись. Самое время начинать прикорм, если не было показаний для его более раннего его ввода.
Лучше всего для первого знакомства с новой пищей подходят овощи. Детскому организму проще всего их усвоить, к тому же они помогают решить распространенную проблему — запоры. Если же ребенок маловесный, то стоит обратить внимание на каши. Любой незнакомый продукт должен вводиться постепенно. Начинать следует с одной ложечки, на следующий день удвоить количество – и так до получения полной порции. Только после этого допускается введение в рацион следующего продукта.
К 6 месяцам, скорее всего, сформировался некоторый режим. Это уже не месячный кроха, который спит и ест по необходимости. Родителям стоит поддерживать установившийся распорядок или постепенно вводить его. Он должен быть достаточно гибким и учитывать потребности ребенка. Но с расписанием будет проще и самому малышу, и маме, ведь они будут чувствовать себя комфортно благодаря стабильности. Да и в дальнейшей жизни это пригодится, например, когда карапуз пойдет в сад. Чтобы этого добиться, рекомендуется следовать несложным правилам.
- Укладывать на ночной сон следует каждый день в одно и то же время. Хорошо, если тому предшествуют повторяющиеся регулярно процедуры, например купание и ужин.
- Детей первого года жизни не рекомендуется будить утром. Различные причины могут привести к более длительному сну, даже погодные условия.
- Желательно выдерживать интервалы между кормлениями.
- Не надо забывать о прогулках на свежем воздухе, они самым благоприятным образом влияют на малышей.
Как стимулировать развитие?
В 6 месяцев ребенок активно познает мир, впитывает информацию. Родители должны уметь обеспечить ему это. Например, предоставить возможность получать разнообразные тактильные ощущения. Крохе будет интересно и полезно прикасаться к любым поверхностям: теплым, мягким, шершавым, гладким. Подойдут как игрушки, так и предметы, которые используются в быту: деревянные, металлические, тканевые. При этом нужно учить карапуза, объясняя, что он чувствует.
Можно несколько тканевых мешочков или просто лоскутков заполнить крупами. Они должны быть небольшими, чтобы малютке удобно было их держать. Только надо следить за прочностью завязок: дети первого года жизни все тянут в рот. Обычная фасолина может представлять опасность.
То же касается и зрительного опыта. Стоит давать крохе игрушки ярких цветов, однотонные или разноцветные. Младенец будет изучать их, таким образом познавая мир.
Чтобы стимулировать речь, рекомендуется повторять за малышом его лепет. Это поможет поддерживать интерес к общению. С ребенком первого года жизни нужно как можно больше разговаривать. Стоит комментировать буквально каждое свое действие, называть любые предметы, попавшие в поле зрения. Песенки и стишки тоже будут полезными. Но только в исполнении родителей: в виде записи они не оказывают такого воздействия.
Следует поощрять двигательную активность. Хорошее действие оказывает массаж. Если есть какие-либо задержки в физическом развитии, то может понадобиться помощь профессионала. Без показаний достаточно домашних процедур, которые проводят мама или папа. Они способствуют укреплению мышц, благодаря чему крохе легче двигаться. Стоит подобрать упражнения, которые помогают ребенку поползли или сесть, воздействуя на определенные группы мышц.
Любые развивающие игры и занятия проводятся, кода ребенок сыт и в хорошем настроении. Если он начинает капризничать, то надо сменить деятельность. При нормальном развитии малыша на первом году жизни небольшие расхождения с нормами быстро исчезнут, важные умения скоро появятся. Если этого не происходит, то стоит проконсультироваться с педиатром.