Правила введения педагогического прикорма при грудном вскармливании, достоинства и недостатки метода
Содержание:
Введение прикорма в рацион ребенка иногда заставляет родителей поволноваться. Как правильно приучить малыша к обычной «взрослой» пище, чтобы не навредить его желудочно-кишечному тракту?
Существует две общепринятые схемы прикорма, хотя педиатры признают только одну.
- Педиатрический прикорм — постепенное введение продуктов в рацион ребенка. Возможно изменение очередности введения тех или иных продуктов в зависимости от веса грудничка и его особенностей. Особенностью является отдельное приготовление блюд и их измельчение до однородного пюре.
- Педагогический прикорм — в рацион ребенка не вводится какой-то отдельный продукт. Это скорее ознакомление со взрослой пищей. Не требуется отдельное приготовление блюд. Кроха постепенно адаптируется к той пище, которую употребляют его близкие.
Подробнее о педагогическом прикорме
Выборочное чтение может дать искаженную информацию. Поэтому основные принципы сформулируем вкратце здесь.
- Педагогический прикорм вводится не ранее 6 месяцев.
- Ребенок ест вместе с мамой или папой, сидя у них на руках.
- Еда для прикорма берется из маминой тарелки, куда она попадает из общей кастрюли (отдельно готовить не надо!).
- В первое время крохе даются микродозы еды — размером с маленькое пшеничное зернышко, просто чтобы попробовать.
- Еда должна быть разнообразной.
- Еда должна быть невредной (никаких копченостей, полуфабрикатов или беляшей из местной чебуречной).
Всем ли детям подходит педагогический прикорм?
Сегодня педагогический прикорм — довольно модное словосочетание. Но применять такую схему введения взрослой пищи можно далеко не ко всем деткам.
- Педагогический прикорм можно предлагать только тем детям, которые находятся на грудном вскармливании по требованию. Ребенок должен получать грудное молоко так же часто, как и раньше — по первой просьбе. Обязательны ночные кормления. Педагогический прикорм не предполагает постепенное замещение кормлений на полноценную еду. Основная пища — грудное молоко, остальное — только ознакомление.
- Детям, склонным к пищевой аллергии, рекомендуется педиатрический прикорм. При педагогическом очень сложно отследить, от какого продукт у вашего чада появились высыпания. Даже если мама ест те же самые продукты, существует вероятность аллергии у ребенка (хотя и довольно низкая).
- Если малыш не удвоил свой вес к полугоду, возможны проблемы с желудочно-кишечным трактом. Только педиатр по результатам осмотра и анализов может рекомендовать схему прикорма. Скорее всего, она будет отличаться от общепринятой схемы, чтобы учесть все особенности вашего малыша.
Подготавливаем ребенка к педагогическому прикорму
Основное привило педприкорма — приучаем к еде постепенно. Начиная с трех-четырех месяцев мама или папа берут малыша на руки во время еды. Грудничок не участвует в процессе, просто наблюдает. Не стоит брать кроху за стол при каждом принятии пищи, 1-2 раз в день вполне достаточно.
Считается, что таким образом ребенок знакомится с культурой принятия пищи. Также малыш изучает предметы, которые используются для еды. Он замечает, что пьют родители из чашек, суп едят ложкой, а хлеб — руками. Взрослые не балуются едой, не размазывают ее по столу и т. д. К сожалению, нет никаких гарантий, что ваше чадо так делать не будет. Пример должен быть, но все малыши стремятся к познанию. Главное — их в этих действиях не поощрять.
Когда ребенок готов к прикорму?
Основное правило — у ребенка должен появиться пищевой интерес, но не раньше, чем в 6 месяцев. До полугода вводить какой-либо прикорм не рекомендуется. Как выглядит детский пищевой интерес? Малыш начинает тянуться к еде. Если вы даете ему вместо еды игрушку или салфетку, он их выбрасывает и требует пищу. Если даже грудное кормление не помогает отвлечь ребенка — значит, пора.
Откуда берется такое ненасытное желание что-то попробовать? В желудочно-кишечном тракте ребенка начинают дозревать ферменты для переваривания пищи. Такой нагрузки, как грудное молоко, им уже мало. Тогда они начинают передавать сигнал в головной мозг — срочно нужна еда! И малыш начинает ее искать и требовать.
Не менее важно, чтобы кроха достиг определенных умений:
- мог донести еду до рта (рукой или ложкой);
- помещенную в рот еду мог проглотить или выплюнуть, если она ему не понравилась,
- гаснет выталкивающий языковый рефлекс, и теперь помещенная в рот пища может пережевываться деснами.
Совет
Нельзя начинать прикорм во время болезни ребенка или мамы. В этот период грудное вскармливание необходимо крохе как никогда, чтобы помочь выработать антивирусную защиту. Также не рекомендуется начинать прикармливать грудничка во время каких-либо существенных перемен в его жизни (ремонт, переезд, появление зубов у крохи и т. д). Малышу необходима адаптация к новым условиям в течение 1–2 недель.
Как правильно организовать педагогический прикорм?
Правила организации педагогического прикорма довольно просты.
- Ребенок ест ту же еду, что и мама. Если у него нет аллергии на мамино молоко, то нет и на продукты, которые она сама употребляет (хотя бывают редкие исключения).
- Кроха во время еды сидит на коленях у мамы, лучше с левой стороны, чтобы не мешать еде.
- Еду для малыша не нужно измельчать до гомогенного состояния. Если в вашей тарелке, например, гречневая каша, ребенку предлагается одна крупинка, и он ее проглатывает либо выплевывает назад, раз уж гречка ему не по нраву.
- Вся еда дается поначалу в микродозах — размером с пшеничную крупинку. Цель для ребенка — не наесться, а попробовать что-то новое. Если кроха просит еще, можно ему дать микродозу дополнительно, но не более трех раз. Если малыш настаивает, нужно мягко переключить его внимание на что-то другое. Нельзя перекармливать ребенка одной и той же едой, чтобы не пропал его пищевой интерес. Нужно давать разнообразную пищу. Только с 8–9 месяцев объем микродоз постепенно увеличивают, и годовалый малыш получает около двух столовых ложек одного продукта.
- Ребенок самостоятельно берет и подносит еду ко рту — ложкой или рукой. Мама только контролирует.
- Жидкости также даются малышу в малых дозах. Если ребенок хочет попробовать ваш чай, можно дать ему попробовать пару глотков. Так как кроха находится на естественном вскармливании, считается, что дополнительная жидкость ему не нужна.
- Грудное вскармливание не прекращается, и не уменьшается количество прикладываний. Ребенок получает грудь по требованию, как и до введения прикорма.
Совет
Педагогический прикорм возможен только в том случае, если ваша семья питается правильно. Речь не идет о приготовлении на пару или вегетарианстве. Не нужно бросаться в крайности. Просто исключите из вашего питания полуфабрикаты, копчености, слишком острые и слишком жирные блюда.
Совмещение различных схем прикорма
Очень часто педиатрический и педагогический подходы шагают рука об руку. Например, ребенок находится на педиатрическом прикорме, мама варит ему отдельно супчик и кашку, взбивает блендером. Но малыш иногда просит бананчик, хлеб или вылавливает картошку у папы из тарелки. Давая малышу попробовать новые продукты, родители осуществляют педагогический прикорм.
И наоборот, если маме нужно срочно оставить грудничка, который находится на педприкорме, а сцеженного молока нет, она может предложить дать крохе на обед баночное питание или измельченное с помощью блендера пюре. Подкармливать ребенка, который находится на прикорме, смесью нецелесообразно. Если он пробовал «взрослую» пищу, от разового употребления пюре ничего плохого не случится.
Плюсы и минусы педагогического прикорма
У педагогического прикорма есть свои сторонники и противники. И те, и другие могут быть правы относительно одного конкретного ребенка и его семьи.
Плюсы педприкорма
- Маме не нужно готовить. Это, наверное, самое большое достоинство для женщины. Ведь ей не нужно тратить дополнительное время на приготовление, можно провести это время с ребенком.
- Ребенок сразу привыкает к твердой пище. Не нужно измельчать ее, а также заново приучать малыша есть после перехода от пюре к кусочкам.
- Кроха с самого начала учится есть самостоятельно. Мама только помогает ему, ложку он подносит ко рту сам.
- Ребенка не надо уговаривать поесть. Сидя за общим столом, он больше интересуется едой, чем в одиночестве. Если же малыш есть не хочет, никто не настаивает. Ему достаточно грудного вскармливания.
- Существует теория, что перемолотая пища прилипает к желудку и пищеводу, замедляя ее переваривание. При педприкорме кроха ест сразу кусочками, так что такая проблема отпадает.
Но там, где есть достоинства, можно найти и недостатки.
- Есть, одновременно держа ребенка на руках и помогая ему, – сомнительное удовольствие. Нужно контролировать, чтобы кроха ненароком не перевернул тарелку и не размазывал еду по столу.
- Так как малыш с самого начала ест сам, еда оказывается на одежде карапуза и его мамы, а также на столе и под ним. Не у всех хватит терпения стирать и убирать по 3–4 раза в день.
- Иногда всей семье необходимо исключить из рациона определенные продукты — полуфабрикаты, приправы, майонез и т. п.
- Трудно определить, на какой продукт у ребенка появилась аллергия.
- Так как микродозы прикорма ребенку нужно запивать маминым молочком, неудобно кормить его грудью за столом. А если у вас гости, то и невозможно. Приходится уходить из-за стола, чтобы уединиться.
Какой прикорм выбрать, конечно же, решать родителям. Но редко кто выполняет все правила той или иной схемы питания. Зачастую мама выбирает то, что подходит ее ребенку и ей. Главное — слушайте свое сердце, и тогда с прикормом у вас не будет никаких проблем.