Как можно быстро приучить ребенка к горшку?
Содержание:
Время после рождения малыша летит стремительно, и момент, когда возникает вопрос, как приучить ребенка к горшку, наступает довольно быстро. Чтобы определиться, когда и как начинать процесс, нужно руководствоваться физическими и психологическими особенностями малыша, а не историями знакомых о том, что их чадо усвоило все тонкости нового туалета в 7—8 месяцев.
Попробовать можно в любом возрасте, но нужно быть готовым к тому, что после первых успехов годовалый карапуз откажется ходить на горшок или будет сопровождать это занятие капризами. Независимо от того, сколько лет или месяцев исполнилось ребенку, действовать нужно медленно и правильно, не прибегая к давлению, угрозам и крикам.
С какого возраста приучать ребенка к горшку
Обычно в поведении малыша начинают появляться характерные признаки, когда он морально готов ходить не в подгузник, а на горшок. Он замирает, может начать тужиться или беспокоиться. В эти моменты можно усадить его на соответствующий предмет и подождать положительного результата. Нескольких повторений бывает достаточно, чтобы выработать нужный навык как у активного мальчика, так и у спокойной девочки.
Специалисты рекомендуют начинать высаживать ребенка на горшок не раньше чем в 18—20 месяцев. Два года — именно тот возраст, когда маленький человечек уже может оценивать степень наполнения мочевого пузыря или кишечника, понимает, что ему нужно облегчиться. Есть еще несколько моментов, указывающих на то, что приучить ребенка ходить на горшок лучше всего в два года:
- Карапуз уже может не только сидеть, но и нагибаться, садиться на корточки и правильно вставать.
- В этом возрасте малыш понимает речь взрослого человека и способен адекватно и внятно ответить. С ребенком теперь можно договориться.
- Два года – этот тот возраст, когда малыш может сам говорить и сообщать о том, что ему нужно в туалет.
- У ребенка вырабатывается контроль над организмом, он способен не писаться в течение дневного сна и довольно длительное время в период бодрствования.
- В два года малыш начинает чувствовать дискомфорт в грязном белье и понимает, что в сухой одежде ему лучше. Чтобы выработать это понимание, родителям стоит чаще оставлять ребенка в трусиках, оставив одноразовые подгузники для дневного и ночного сна, прогулок и подобных ситуаций.
Можно попытаться и раньше выработать у ребенка соответствующие навыки, но это будут только рефлексы, а не осознанные действия. В будущем это может даже помешать малышу ходить на горшок, в этом случае приучение становится настоящей пыткой для родителей и детей.
Как выбрать подходящий горшок
Перед тем, как приучить ребенка к горшку, надо позаботиться о приобретении соответствующего инструмента. Чтобы выбрать горшок правильно, нужно учесть следующие моменты:
- Горшок для мальчика должен быть овальной формы, для девочки – круглой, это обусловлено анатомическими особенностями малышей разных полов. Помимо этого, у приспособления для мальчика в передней части должен быть небольшой выступ.
- Не стоит присматриваться к железным или керамическим моделям, лучше приобрести изделие из пластика. Этот материал более теплый, ребенку не будет холодно садиться на него..
Совет: не надо приобретать модели флуоресцирующих цветов, с лампочками и музыкальным сопровождением. Дети в два года и даже старше воспринимают такие приспособления в качестве игрушек и не относятся к ним как к месту, куда нужно ходить в туалет.
- Выбирая горшок, основное внимание нужно уделять не яркой расцветке, а устойчивости. Приучение закончится неудачей, если карапуз шлепнется вместе с переполненной, да и пустой конструкцией, сколько бы лет ни исполнилось ребенку. Опять усадить малыша на капризного монстра получится не скоро.
- Можно рассмотреть варианты со съемными крышками, удобные в поездках, и спинкой, обеспечивающие дополнительный комфорт.
Выбрать подходящий горшок крайне важно, поэтому придется потратить на это столько времени, сколько необходимо. Зачастую дети не идут на контакт с новым предметом только потому, что он им не нравится.
Основные правила: как помочь ребенку привыкнуть к горшку
Начиная приучать малыша к горшку, главное – не торопиться. Быстро получить результат не получится, и нужно быть к этому готовым. Чтобы помочь карапузу скорее привыкнуть к новой процедуре, можно взять на вооружение некоторые секреты.
- Начинать нужно со знакомства малыша с новым предметом. Не совсем правильно позиционировать его как игрушку: это запутает ребенка. Придется постараться и доходчиво объяснить функции приспособления. Для примера можно использовать игрушки, старшего брата или сестру.
- Самое время познакомить карапуза с его телом и растолковать, для чего предназначены те или иные части. При этом нужно не забыть обратить внимание на то, как удобно носить чистую одежду и что это возможно только, если ходить на горшок.
- Если момент выбран удачно и с первого (или десятого) раза у малыша получилось сделать все нужные дела, его необходимо похвалить. Положительные эмоции и сухая одежда простимулируют карапуза повторить свой подвиг, и приучение не доставит проблем.
- Горшок всегда должен находиться в пределах досягаемости ребенка, при этом надо изредка акцентировать на нем внимание малыша, напоминая о его предназначении.
- Стоит учесть, что дети, которым еще не исполнилось 3—4 года, нередко воспринимают горшок как стульчик. По этой причине нужно следить, что ребенок делает, когда сидит на горшке — тужится или просто продолжает играть. Не нужно сгонять ребенка, торопить, но также не рекомендуется позволять ему сидеть на горшке дольше 15 минут. Стоит указать ребенку, что он не сходил по нужде, и предложить вернуться на горшок позже.
Совет: на время обучения не нужно отказываться от подгузников или впитывающих трусиков, они необходимы в гостях и ночью. Пока малыш не станет использовать горшок правильно и регулярно, его лучше подстраховать: любой конфуз может смутить карапуза и свести к нулю все старания.
Первое время придется самостоятельно контролировать режим использования функционального предмета, предлагая его ребенку после приема пищи или сна. Обычно родители к двум годам знают, когда примерно малыш хочет в туалет. Тем не менее, нужно запастись терпением: малыш может справиться сразу, а может и через 10 минут. Возможно он сходит в следующий раз.
На вопрос, как долго ребенок должен приучаться к горшку, однозначного ответа нет. Одни дети все запоминают за несколько дней, у других на выработку навыка уходят недели.
Ускоренные программы приучения к горшку
7-дневный курс
Если ребенку исполнилось 1,5—2 года, он уже хорошо понимает родителей и способен самостоятельно выполнять простейшие действия, то для воспитания нужной привычки можно воспользоваться специальной программой, рассчитанной на неделю. Ее одобрили многие мамы.
- В первый день снимаем с ребенка подгузник, объясняя это тем, что взрослые ходят в трусиках. Усаживаем на горшок и объясняем доступными словами, что от него требуется. При необходимости проводим манипуляцию в туалете, выступая в качестве наглядного пособия. В случае неудачи возвращаемся к этому вопросу каждые 15 минут. Нужно добиться спокойного отношения малыша к горшку, пускай он хотя бы посидит на нем 10 минут. Если ребенок сходил в штанишки, переносим первый день на завтра.
- В течение второго дня повторяем те же манипуляции, при этом напоминаем о горшке время от времени, следим, чтобы у ребенка не было необходимости ходить в штанишки.
- В третий день действуем по привычной схеме, полностью отказавшись от подгузников. Даже во время прогулки используем горшок или бегаем в «кустики», иначе карапуз запутается в предоставленных возможностях.
- С четвертого дня пытаемся уделять меньше внимания горшку, давая возможность ребенку самостоятельно позаботиться о себе. При этом мамы уже обычно знают, когда ребенку нужно в туалет, можно напомнить об этом малышу, но не бегать за ним с горшком.
Остальные дни уходят на закрепление навыка, после чего ребенок способен ходить в туалет даже без напоминания родителей. При этом надо учитывать, что от «несчастных случаев» никто не застрахован. Вероятность того, что за неделю не случится ни одного конфуза, очень низкая.
3-дневный курс
Бывают ситуации, когда ребенка необходимо приучить к горшку очень срочно, например, если принято спонтанное решение отдать его в детский сад или поехать в отпуск. В этом случае можно воспользоваться ускоренной программой, но она не гарантирует стабильного результата.
Шансы на успех повышаются, когда действуют следующие факторы:
- Малышу не больше двух лет и двух месяцев.
- Карапуз способен не писать в течение двух часов.
- Ребенок сам начал негативно относиться к одноразовым подгузникам.
- Дефекация происходит каждый день примерно в одно и то же время.
Активная стадия обучения занимает всего три дня:
- День 1. Оставляем ребенка без подгузника на целый день. Можно использовать трусики, или разрешаем карапузу бегать голышом. Все это время придется буквально ходить за ребенком с горшком в руках, поджидая нужный момент. Главное, выработать у малыша понимание взаимосвязи между горшком и отправлением естественных нужд. Удачные манипуляции нужно поощрять, но за неудачи ругать запрещено! На ночь надеваем подгузник.
- День 2. Второй день проходит по такому же плану, но обязательно включает прогулку. К ней нужно подготовиться, рассчитать, сколько на нее уйдет времени, желательно не удаляться сильно от дома. Цель мероприятия – выработать контроль над мочевым пузырем и оценить, насколько ребенок понимает свои потребности.
- День 3. На этот раз придется пойти на прогулку дважды, чтобы закрепить у ребенка контроль над своими действиями.
Подобный мягкий стресс помогает малышу начать воспринимать горшок как полезный и удобный предмет. От ночного подгузника отказываемся только в том случае, если утром на нем нет признаков испражнений.
Особенности повторного приучения
Случается, что ребенок отказывается ходить на горшок в 3—4 года, несмотря на то, что раньше с этим не возникало проблем. Данная манера поведения в подавляющем большинстве случаев обусловлена конкретной причиной, и успех заключается именно в ее установлении и нейтрализации.
- Смена обстановки. Переезд или детский сад существенно влияют на состояние ребенка, меняя его отношение к окружающему миру.
- Кризис возраста. Первый раз он случается именно в три года, когда карапуз старается делать все наоборот. Это придется просто перетерпеть.
- Нездоровая атмосфера. Отказ от горшка на фоне семейных скандалов может стать видом протеста и самовыражения, что не должно быть оставлено без внимания.
- Плохое самочувствие. Прорезывание зубов, колики и другие неприятные состояния отвлекают от привычного поведения. После нормализации самочувствия все возвращается в привычное русло.
При работе с ребенком нельзя забывать о его индивидуальности. Если одни дети все лучше воспринимают в виде игры и развлечения, то другие предпочитают более строгое отношение и легкое давление материнского авторитета. К двухлетнему возрасту родители должны хорошо разбираться в особенностях натуры своего малыша, чтобы быстро добиться успеха и не повлиять негативно на психологическое состояние любимого чада. Здесь важна каждая мелочь, поэтому придется набраться терпения и действовать четко по плану.
Ребенок упал с горшка и стукнулся при падении. Теперь категорически отказывается к нему подходить и каждая попытка их «помирить» вызывает только истерику. Как избавиться от этого страха?
Малыш может бояться горшка по разным причинам. Новый незнакомый предмет может ему просто не понравится, первое знакомство закончилось падением или неприятными ощущениями (например, горшок был холодным), негативная реакция со стороны родителей или воспитателей на неудачу — все это может спровоцировать нежелание пользоваться новым приспособлением. Самое главное в этой ситуации – не настаивать и проявлять только положительные эмоции! Дайте время малышу забыть о неприятных моментах и отвлечься. Часто этого хватает, чтобы в следующий раз малыш спокойнее отреагировал на попытки приучить его к горшку. Можно заменить горшок на новый, отличающийся хотя бы по цвету. Также можно разыграть целый спектакль, в котором новый «хороший» горшок побеждает «плохой» старый. После этого подружите малыша с новым другом и можно снова начинать обучение, оставив только улыбку и похвалу в качестве стимула.