Основы и задачи сенсорного развития детей в раннем возрасте
Содержание:
Только если ребенок получит необходимые знания о свойствах и характеристиках окружающих предметов, он научится их правильно воспринимать. Вот почему сенсорное развитие детей раннего возраста имеет столь важное значение в процессе воспитания. Все новое дети познают так же, как и взрослые – с помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений. При этом они не обладают абстрактным мышлением, а используют образы.
Именно в дошкольном периоде их жизни формируются столь важные функции мозга, как речь, память, мышление, восприятие. Данные навыки позволяют детям адаптироваться в обществе, правильно оценивать происходящее и свои ощущения, адекватно реагировать на внешние раздражители.
Каковы задачи сенсорного развития дошкольников разных возрастов?
Качество и своевременность развития ребенка в сенсорной сфере можно отслеживать по возрастам. Существует деление на характерные периоды, обладающие своими признаками и особенностями:
- До года. Младенцы должны проявлять интерес к окружающим предметам, следить за ними взглядом, замечать их перемещение, пытаться совершать хватательные движения.
- 2-3 года. В этом возрасте дети уже знают базовые характеристики предметов (цвет, форму, размеры). Они даже могут оценивать их соотношение, разделять схожие аналоги на разновидности по очевидным признакам.
- 4 года. На данном дошкольном этапе у ребят формируются сенсорные эталоны. Этого можно достичь с помощью специальных дидактических игр. Здесь нужно соблюдать строгую последовательность, иначе можно сбить и запутать малыша. Только после того, как станет очевидно, что ребенок без проблем ориентируется в основных характеристиках предметов, можно переходить к изучению переходных оттенков, сложных форм и конструкций, оценке величины почти одинаковых изделий. Одновременно с этим вводятся мероприятия, в задачи которых входит группировка вещей по единому признаку, подключение глазомера, словесное описание предмета по результатам осмотра.
- 5-7 лет. Самое время подключать и развивать аналитические способности детей. Они уже должны учиться сочетать предметы и цвета, понимать конструкцию сложных фигур.
Если к определенному периоду в арсенале малыша не наблюдается перечисленных навыков, необходимо вплотную заняться их развитием, используя профильные методики и рекомендации специалистов.
Сенсорные эталоны для детей, на которые нужно опираться
Чтобы дети могли не только воспринимать предметы, но и сопоставлять их друг с другом, сравнивать, они должны опираться на какие-то конкретные характеристики. Для осуществления этих целей малышу нужно получить четкое представление о эталонных показателях в той или иной сфере. Вот общепринятые эталоны, используемые в дошкольном возрасте:
- Цвета. Семь основных цветов радуги и ряд дополнительных оттенков.
- Формы. Самые простые фигуры из геометрии, которые можно описать одним словом.
- Величины. Относительные размеры, которые измеряются на глаз, с помощью стандартных показателей.
Совет: Занятия, направленные на сенсорное развитие детей раннего возраста, дадут намного больше эффекта, если в ходе этих манипуляций малыши будут получать практический опыт, основанный на ощущениях. Только так они смогут научиться не только сравнивать предметы, но и использовать их свойства и особенности на практике.
- Звуки. Здесь все немного сложнее, ведь в качестве эталонов используются ноты, фонемы языка, соотношения высоких звуков.
- Вкусы. Базовые показатели – сладкий, горький, соленый и кислый, а также их сложные сочетания.
- Запахи. Здесь существует немало групп – от легких и тяжелых до свежих и приторных.
Многие родители допускают одну и ту же ошибку. Основываясь на своих собственных ощущениях, они отказываются от системы эталонов. Из-за этого их ребенок долгое время не может научиться переводить свои ощущения в слова. Если же сделать все правильно, то дошкольник по одному только названию предмета сможет представить его и без труда описать.
Как правильно развивать зрение у малыша?
Начинать занятия в этом направлении нужно буквально с самого рождения малыша. Оптимальный результат будет достигнут только при стабильном контакте ребенка с родителями. Помимо этого, папам и мамам стоит учесть следующие моменты:
- Если малыш не спит и родителям хочется с ним пообщаться, лицо лучше приближать на расстояние 20-30 см от ребенка. Дети очень любят следить за мимикой и черпать из этого полезную для себя информацию.
- В кроватке рекомендуется развесить игрушки. Не многие знают, что больше всего младенцев интересуют черно-белые поделки и изображения, квадраты, полоски и лица с доброжелательными выражениями.
- Чтобы отработать навык слежения нужно взять яркий предмет и водить им перед глазами малыша то в одну, то в другую сторону. Только после того, как умение будет успешно закреплено, можно переходить к вертикальным движениям (вверх и вниз) и круговым.
- Не стоит зацикливаться на суевериях, утверждающих, что грудничкам нельзя смотреться в зеркало. Такая простая процедура позволит малышу наблюдать за собой, осваивать особенности своего тела, укреплять зрительные способности.
Занимаясь с ребенком, находящимся в раннем дошкольном возрасте, нужно активно использовать его знания на практике. Это поможет закрепить приобретенные навыки:
- Сначала стараемся работать со следующими цветами: белый, черный, красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий. Пускай на начальном этапе малыш сравнивает предметы по общим признакам и находит идентичные. После этого подключаем расстояние (например, просим его принести красный кубик или показываем ему синий шарик и просим найти такой же). Через какое-то время дети начинают не только воспринимать цвета предметов, но и называют их самостоятельно.
- Активно применяем вспомогательные материалы, в качестве которых могут выступать изделия для рисования, лепки, создания аппликаций, конструирования предметов. Развиваем способности ребенка не только с помощью «живых» примеров, используем картинки и фотографии.
- С формами знакомим постепенно, начиная с круга, квадрата и треугольника. Потом подключаем прямоугольники, трапеции, ромбы и овалы. В последнюю очередь используем такие понятия, как шар, куб, эллипс и другие объемные конструкции.
- Величина чаще всего начинает изучаться путем наложения двух предметов друг на друга. После этого идет сравнение двух изделий, расположенных рядом. Постепенно подключается увеличенное расстояние между опытными экземплярами. Успехом в данной сфере является момент, когда дети начинают самостоятельно (и правильно) высказываться на тему предметов разной величины. Если на начальных этапах малыши в дошкольном возрасте оперируют такими понятиями, как «большой», «маленький» и «одинаковые», то постепенно нужно вводить и другие признаки: узкий, широкий, длинный, короткий, высокий, низкий.
- По возможности подключаем и количественные значения. Дети вполне способны понимать, где «много» или «мало», «одинаково», «меньше» и «больше».
При всем этом нельзя забывать, что работа ведется с маленьким ребенком. Мероприятия нужно организовывать так, чтобы они были интересными, простыми и образными. Обязательно запасаемся материалами для примеров, картинками, сырьем для лепки или рисования. Даже самые простые вещи, которые малыш, казалось бы, уже понял, повторяем несколько раз. При этом нельзя изо дня в день проводить один и тот же урок, занятия должны быть разными.
Особенности развития слуха и осязания
Развитие слуха изначально основывается на том, что ребенок прослушивает речь родителей и близких. В идеале нужно стараться, чтобы малыш слышал только один язык. Исключение составляют случаи, когда дошкольника с рождения стремятся вырастить билингвальным. В этом случае он должен слышать только один язык от мамы (например, русский) и от папы (например, английский). Одновременно с этим вводятся звуки музыкальных инструментов и характерные отрывки из отдельных произведений. Работа со звуками не только способствует развитию четкости и тонкости слуха у детей, но и становлению их интеллекта за счет обогащения воображения.
Осязание – один из важнейших способов восприятия, который опять же нужно развивать с первых же месяцев жизни детей. Без тактильных ощущений невозможно полностью составить образ того или иного предмета, сравнить несколько аналогов, которые различаются только текстурой поверхности. Дополнительный плюс профильных занятий заключается в том, что у дошкольников развивается мелкая моторика ручек, без которой невозможно развитие ряда психических функций.
Работа ведется по такому плану:
- Сначала даем ребенку разные по текстуре безопасные предметы, затем предлагаем схожие изделия, но уже с разными наполнителями или одинаковыми наполнителями с разными размерами частиц. При этом следим за тем, чтобы детки брали их полностью, а не просто гладили, только так они научатся использовать все возможности своих пальчиков.
- Через какое-то время начинаем формировать в сознании ребенка такие понятия, как «гладкий», «шершавый», «скользкий», «твердый», «мягкий», «колючий» и т.д.
- На последнем этапе объясняем разницу между холодным, горячим и теплым, легким и тяжелым.
Многочисленные наблюдения экспертов показывают, что дети, с которыми родители активно занимались в плане сенсорного развития, к семи годам обладают значительно большим объемом знаний, чем те, которые росли «сами по себе». Учитывая тот факт, что развитый ребенок к столь нежному возрасту обладает внушительным объемом полезной информации, ему проще учиться, он лучше ориентируется, уверен в своих силах и возможностях.