Артикуляционные упражнения для звука С, задания для малышей
Содержание:
Родители должны постараться сделать так, чтобы речь их малыша с раннего возраста была четкой и понятной. Помогут в этом специальные упражнения, в том числе артикуляционная гимнастика для звука С – одного из наиболее трудных в произнесении. Рассмотрим, какие упражнения необходимо делать с ребенком, чтобы он научился хорошо говорить.
Артикуляционная гимнастика нацелена на то, чтобы сделать речь правильной и четкой. Это определенным образом составленный комплекс упражнений, использующийся в логопедии и развивающий подвижность и ловкость языка, щек, губ. Не стоит надеяться лишь на то, что занятия с логопедом полностью решат проблему с произнесением отдельных звуков, – заниматься с ребенком дома нужно обязательно, только так можно исправить дефекты и научить малыша нормально разговаривать.
Правила артикуляции
Чтобы научить ребенка произносить звук [c], следует рассказать ему особенности техники артикуляции – верного размещения губ, зубов и языка:
- губами нужно чуть улыбнуться;
- зубы приближены друг к другу;
- язык ставится на нижние зубы. Слегка сложен, чтобы по середине его сформировалась «канавка»;
- струя воздуха проходит по этой канавке по направлению к кончику языка;
- голосовые связки не задействованы, поскольку звук глухой, произносится без голоса.
Итак, в произнесении звука [c] участвуют язык и губы.
Основные ошибки
Для детей произнесение свистящих звуков, в частности [c] и его мягкого варианта [c’], нередко связано с затруднениями. Именно поэтому малыши могут допускать следующие ошибки:
- заменять звук другими;
- произносить свистящие межзубно;
- опускать их в речи;
- воздух проходит по краям языка, сбоку, а не по «канавке».
В возрасте 3 лет ребенок уже может начать выполнять артикуляционный комплекс и улучшать свое произношение.
Простые упражнения для самых маленьких
Начать тренироваться в правильном произнесении звуков следует с дошкольного возраста, при этом для детей сначала подбирают наиболее простые упражнения.
- «Улыбка». Необходимо предложить малышу улыбнуться пошире, чтобы были видны и верхние, и нижние зубы. Данное положение необходимо зафиксировать на счет до 5.
- «Трубочка». Сомкнуть губы и вытянуть их вперед трубочкой, задержаться в положении на счет до 7.
- «Непослушный язычок». Рот необходимо слегка приоткрыть, язык положить на нижнюю губу. Далее производятся движения губами, «шлепание» языка, при этом следует произносить трижды слог «пя». Затем упражнение усложняется – язык необходимо слегка покусывать зубами, произнося трижды слог «тя». Это поможет расслабить язык и сделать его более мягким.
- «Блинчик». Выполняется после предыдущего упражнения. Язык надо высунуть, поместить на нижнюю губу, удерживать в течение 10 секунд, следя, чтобы он не дрожал.
- «Качели». Непростое упражнение выполняется с приоткрытым ртом, челюсть при этом двигать нельзя. Кончиком языка совершаются движения вверх и вниз, он должен достать до верхних и нижних зубов соответственно и упереться в них.
- «Чистим зубы». Выполняется с широко открытым ртом в улыбке, верхние и нижние зубы должно быть видно. Кончик языка помещается на нижние зубы (со внутренней стороны), далее делаются движения из стороны в сторону, имитируя чистку зубов щеткой. Нижняя челюсть двигаться не должна, упражнение выполняется только при помощи кончика языка.
- «Горка». Для выполнения упражнения необходимо улыбнуться, показав верхние и нижние зубы, рот открыт. Кончик языка размещается у корней нижних резцов. Далее следует выгнуть язык в средней части вперед (словно построив горку). Зафиксировать положение на 5 секунд.
- «Ветерок». Губы вытягивают в трубочку, затем необходимо подуть как можно сильнее. Надувать щеки нельзя, а воздушная струя должна быть плавной, продолжительной.
Совет
Чтобы ребенок понимал, правильно ли он делает «Ветерок», можно поместить рядом с его губами лист бумаги. Если он будет колыхаться, значит, воздушная струя достаточно сильная.
Таковы самые простые упражнения, используемые в логопедии.
Правила выполнения
Чтобы научить ребенка произносить свистящие звуки, следует придерживаться следующих принципов работы.
- Начинать надо с наиболее простых упражнений («Солнышко», «Трубочка»), постепенно усложняя комплекс.
- В первые недели занятия проводятся в медленном темпе.
- Чтобы ребенок мог контролировать процесс, тренировка осуществляется рядом с зеркалом.
- Ключевое правило успеха – упражняться каждый день.
- Число повторов постепенно увеличивается, начать можно с 2, постепенно доводя до 10-15. Главное – правильность выполнения каждого упражнения, а не количество подходов.
Совет
Если ребенок устает от выполнения всего комплекса упражнения «в один прием», можно разбить на отдельные блоки по 3-4 задания и выполнять в течение дня.
Малыши будут заниматься охотнее, если использовать игровые методы, тогда и тренировка не покажется им скучной. Если ребенок плохо себя чувствует, занятие лучше не проводить.
Важное правило артикуляционной гимнастики – за один раз можно изучить только одно новое упражнение, остальные должны быть знакомы ребенку.
Развитие навыка
Предложенные выше упражнения помогут малышу развивать и укреплять губные и язычные мышцы, необходимые для верного произношения свистящих звуков.
Следующий этап работы – постановка звуков [c] и [c’]. Прежде всего необходимо выполнить несколько упражнений из дыхательного комплекса, они помогут укрепить мышцы губ.
- «Ветерок» – уже описывалось выше.
- «Сдуть снежинку». Следует улыбнуться, чуть высунуть широкий язык, поместить его на нижнюю губу, сделать вдох и, произнося длительный звук [ф] сдувать воображаемую снежинку с ладони.
Далее приведем специальные упражнения для постановки звука [c].
Основные приемы
Чтобы научить ребенка правильному произношению свистящих, необходимо проработать с ним следующие упражнения.
- Улыбнуться так, чтобы были видны зубы, после этого подуть на кончик языка, упирающегося в нижние зубы. Должен получиться звук [c].
- Если ребенок произносит звук неверно, слышится характерное «бульканье», то скорректировать это можно так: улыбнуться, зубы должны быть видны, язык чуть высунут изо рта, его кончик располагается между зубами. Подув на кончик языка, малыш издаст межзубный звук. Когда он научится хорошо это делать, следует убрать язык за зубы и произносить свистящий правильно.
Заниматься постановкой произношения лучше сидя: ребенку необходимо наблюдать за мимикой родителя или логопеда, стараться повторять их артикуляцию.
Совет
Не стоит принуждать ребенка долго и упорно тренироваться, 5 минут в день будет достаточно. Гораздо важнее вызвать у него интерес к занятиям и желание учиться правильно говорить.
Закрепление результата
Этот этап работы считается одним из наиболее сложных, поскольку необходимо развить навык верного произнесения звука. Делать это лучше всего в игровой форме.
- Перебирать пальцами, имитируя игру на пианино. Добравшись до последней «клавиши», произнести долгий звук [c].
- Затем необходимо научить ребенка произносить С в составе слога. Поможет этому игра в мяч. Подкидывая его, нужно по очереди произносить слоги СА, СЫ, СУ, СО и так далее.
- Предыдущее упражнение можно усложнить, произнося звуки в обратной последовательности: АС, ОС, УС.
Выговаривать букву С непросто, поэтому следует подготовиться к долгой работе с ребенком.
Работа со словами
Освоив произношение слогов, можно переходить к изучению слов.
- Сначала малыш учится проговаривать слова с первым ударным слогом, это могут быть простые варианты: сад, суд, сыр, сев, сало, сахар.
- Далее можно переходить к более сложным: самокат, самосвал, сундук.
- После этого можно переходить к словам, в которых звук [c] находится в середине: весы, лиса, посев.
- Завершив этап, переходят к следующему – словам, в которым С соседствует с согласными: весна, слово, сказка.
- Наконец, постановка завершается произнесением слов, оканчивающихся на свистящий: пес, барс, рис.
Научив ребенка работать с отдельными словами, следует приступить к работе над чистоговорками.
- Вот лиса – са-са-са.
- Спит старый пес, у него заложен нос.
- Ста-ста-ста – у лисицы нет хвоста.
Наконец, вся работа завершается изучением звука в связной речи. Логопеды рекомендуют разучить с ребенком стишок, в котором много слов со звуком [c].
Постановка звука СЬ
После того, как малыш освоил произношение С, трудностей и проговариванием его мягкого варианта возникнуть не должно. Специфика артикуляции такова:
- губы напрягаются и растягиваются в большей степени, чем при произнесении С;
- спинка языка перемещается немного выше и вперед.
Схема работы аналогична: сначала ребенок изучает слоги, потом – отдельные слова и, наконец, предложения.
Артикуляционные упражнения для звука [c] обязательно должны выполняться родителями, которые хотят научить своего малыша четкой и понятной речи. Начинать надо с 3-4 лет, обязательно заниматься дома, не перекладывая всю ответственность на логопедов. В противном случае, став более взрослым, ребенок будет испытывать неловкость из-за своего неправильного произношения.