Что должен знать и уметь каждый трехлетний ребенок?


Малыш стал совсем большим, и мама задумывается, что в 3 года должен уметь ребенок. В группе детского сада некоторые родители хвастаются, что их малыш уже хорошо читает, в другой семье дети с пеленок могут повторить любую мелодию. Не пытайтесь обучить маленького человечка всему и сразу, развитие должно идти постепенно, в соответствии с индивидуальными особенностями мальчика или девочки. Пускать дело на самотек тоже нельзя – пусть каждая игра поможет вашему сыну или дочери научиться чему-то новому.

Трехлетний ребенок на детской площадке

Физические возможности трехлетнего малыша

Чтобы ребенок в 3 года умел уверенно делать физические упражнения, рекомендованные для этого возраста, начинать тренировки нужно не сейчас, а с рождения. В поликлиниках и центрах развития детей вам дадут все нужные консультации. Нагрузки должны расти постепенно, нельзя пропускать ни одного этапа. Бесполезно учить малыша подниматься по лестнице, если у него слабые мышцы ножек: чтобы поднять тело на следующую ступеньку, нужно приложить достаточно усилий.

Если двигательный аппарат и нервная система ребенка развивается правильно, в трехлетнем возрасте он будет подвижным непоседой. Маме придется постоянно следить, чтобы он не свалился со стремянки, не споткнулся о бордюр на прогулке.

Трехлетний малыш уже может:

  • хорошо бегать;
  • самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, лазить по шведской стенке;
  • прыгать на одной ножке;
  • кувыркаться;
  • кататься на трехколесном велосипеде;
  • ходить задом наперед;
  • пинать, бросать и ловить мяч;
  • стоять и ходить на цыпочках.

Если ваш ребенок не научился делать какие-то пункты из этого списка, не волнуйтесь. Можно отдать его в спортивную секцию или придумать игру, где необходимо выполнить это движение. Помните, что настаивать и ругать малыша нельзя, все упражнения он должен выполнять с удовольствием.

Совет

Установите дома или на даче детский спортивный комплекс. В хороших моделях предусмотрено много приспособлений: кольца, канат, тарзанка, веревочная лестница и сетка для лазанья.

Трехлетний ребенок надевает очки

Речь и интеллектуальный уровень ребенка

Если физическое развитие ребенка в этом возрасте происходит независимо от пола, то во многих других аспектах сразу можно понять, девочка перед вами или мальчик. Многие родители замечают, что их дочери начинают говорить раньше сыновей. Если малыш произносит всего несколько слов, нужно посоветоваться с логопедом или неврологом и узнать, как развивать его речь. Предварительно подумайте: а вы сами достаточно говорите с ним? Если вручили ребенку куклу, которая может сказать 2-3 фразы, а сами постоянно заняты своими делами, неудивительно, что речь ребенка повторяет только высказывания любимой игрушки.

В возрасте трех лет малыш должен понимать, что у любого человека есть имя, его мама – Таня, папа – Олег. Пусть он сам придумает, как назвать кукол, мишек, зайчиков.

К трем годам ребенок уже может:

  • правильно выговаривать имена близких родственников и детей, с которыми часто играет;
  • назвать свое имя и фамилию;
  • строить фразы из нескольких слов;
  • понимать несложные вопросы и отвечать на них.

Совет

Ресурс TheRebenok.ru рекомендует родителям говорить даже с самыми маленькими детьми четко и правильно, не коверкать слова, подражая их речи. Малыш должен с рождения слышать, как правильно произносятся все названия предметов и действия.

Если малыш постоянно задает вопросы, не отталкивайте его, не говорите, что он еще мал это понимать. Когда он спросит, почему горит лампочка, не надо объяснять ребенку, что такое переменный ток, ребенок еще этого не поймет. Зажгите спичку и скажите, что в светильнике горит такой же огонек, только он закрыт стеклом.

Занимайтесь развивающими играми, тогда к трехлетнему возрасту малыш сможет:

  • листать детские книжки и рассматривать картинки;
  • правильно собирать небольшую пирамидку;
  • строить башню из кубиков;
  • знать, где находится детский садик или площадка, на которой он гуляет;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • собирать простейший конструктор;
  • отличать большой предмет от маленького, круглый от квадратного;
  • складывать картинку из 6 крупных пазлов.

В этом возрасте начинает развиваться фантазия. Не надо обвинять ребенка во лжи, если он сказал, что увидел дерево с ротиком и носиком. Вообразите себя его ровесником и посмотрите: действительно этот сучок похож на нос Буратино, а дупло внизу напоминает открытый рот. Развивайте его способности к воображению, ассоциациям, научитесь сами удивляться красивому облаку или необычной трещине на асфальте.

Девочка рисует карандашами

Зачем нужно развивать мелкую моторику

Если непослушные пальчики малыша еще с трудом выполняют короткие точные движения, нужно развивать мелкую моторику. Часто эти занятия имеют творческую направленность. Ребенок создает скульптуры из пластилина, украшения из бусинок, картины из мозаики, а его фантазия стремится придумать что-то новое необыкновенное. Покажите ему, как тонкая пластилиновая колбаска, свернутая спиралью, превращается в улитку, три шарика разной величины – в снеговика.

Мелкие движения пальцами очень важны для приучения руки к письму и рукоделию, но мелкая моторика необходима и для развития мозговой деятельности. Чтобы кисти рук стали гибкими и послушными, с раннего возраста занимайтесь пальчиковой гимнастикой.

Хорошо помогает развитию моторики:

  • рисование мелких деталей: глаз, рта, пуговиц на одежде:
  • игра на детском пианино;
  • нанизывание бусинок на шнурок;
  • лепка;
  • работа с конструктором;
  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • игрушки-шнуровки.

Мама играет с детьми

Социальное развитие детей

Трехлетнему малышу необходимо общение со сверстниками. Он должен научиться играть в совместные игры, понимать, что качаться на качелях можно, только когда придет его очередь. Научите ребенка понимать, где его игрушки, а где чужие. Не надо жадничать, пусть другая девочка поиграет твоей куклой, пока ты будешь копать песок ее совочком.

Постоянно общаясь с другими детьми, ребенок почувствует симпатию к некоторым сверстникам, с другими ему будет неинтересно. Не препятствуйте начинающейся дружбе, бывает, что после игр в песочнице хорошие отношения продолжаются всю жизнь. Пусть малыш начинает помогать другим: знакомый мальчик не знает, как включить музыку на игрушечном телефоне, – покажи, на какую кнопочку надо нажать.

Ребенок должен понимать, что в семье у него есть своя роль и свои обязанности. Вечером он может собрать игрушки в специальный ящик, потому что они тоже устали и идут спать. Ребенку интересно все, что делают взрослые, он тоже хочет принять участие в работе. Никогда не говорите: «У тебя не получится» или «Я сама все сделаю». Пусть он трет пол маленькой шваброй, раскатывает небольшой кусок теста и лепит из него свой пирожок.

Малышу можно доверить:

  • помыть тарелки губкой;
  • протереть пыль со стульев и тумбочек;
  • перед купанием убрать грязную одежду в ящик для белья;
  • подмести пол.

Пора приучать ребенка правильно вести себя за столом. Купите ему детскую ложку и вилку, тарелку, блюдечко, чашку и научите правильно ими пользоваться. Помните, что главными учителями в этом вопросе должны стать взрослые члены семьи. Если папа и мама едят второе блюдо ложкой, хватают сыр и колбасу с общего блюда руками, разговаривают с набитым ртом – малыш привыкнет к таким же манерам. В школьные годы он будет некультурно есть в гостях и в общественных местах, станет предметом насмешек.

Ребенок с  одуванчиком

Каждый малыш индивидуален

В различных шоу, роликах в интернете и других источниках можно увидеть детей, которые в 2 года читают, находят на карте любую страну и знают арифметические действия. Не стремитесь к достижению подобных результатов, мозг малыша еще не готов к таким нагрузкам. Если мальчик спрашивает, какая буква изображена на кубике – ответьте, но специальных занятий по изучению азбуки проводить пока не надо. Если мозг будет готов к усвоению письменности, ребенок сам запомнит буквы и начнет складывать их в слова, но у большинства трехлеток такое занятие может вызвать нервное перенапряжение. Если сами не можете решить, чему можно, а чему пока рано учить маленького человечка, вам поможет консультация для родителей, которая есть во многих детских поликлиниках.

Не завидуйте семьям, где растет вундеркинд, лучше посмотрите, что лучше всего получается у вашего малыша. Он не может на слух сыграть на пианино любую мелодию, зато может составить целый рассказ по картинке или красиво расставить игрушечную посуду на кукольном столике. Не зацикливайтесь на одном направлении развития, вы же не хотите, чтобы из ребенка вырос слабый болезненный интеллектуал или прекрасный спортсмен, не способный усвоить школьную программу. Направление любимой деятельности он выберет позже, а сейчас пусть пробует все занятия.

Не переживайте, если малыш понимает не все, что должен знать ребенок в 3 года. Даже специалисты не могут точно определить этот перечень, у разных авторов он различен. Следите, есть ли прогресс в этом занятии. Неделю назад он с трудом поднимался на ступеньку, держась двумя руками за перила, а сегодня уже освободил одну ручку – прекрасно! Скоро он будет бегать по лестнице так, что вы не догоните. Не волнуйтесь, если обучение какому-нибудь навыку на некоторое время остановилось на одной точке: у детей часто развитие идет скачками. Только когда проходят недели, а прогресса нет никакого, нужно проконсультироваться со специалистом.

Три года – возраст бурного физического и умственного развития. Каждый день малыш удивляет вас новым знанием или умением. Не забывайте хвалить его, побуждать к дальнейшему обучению. Если что-то не получается, ни в коем случае не называйте ребенка глупым или неуклюжим, след от таких обид может остаться на всю жизнь. Успокойте маленького человечка, скажите, что с первого раза часто не получается, но скоро он научится всему, что захочет. Когда дети уверены в своих силах, их развитие идет быстро и правильно.

Оставить комментарий: