Что такое задержка психоречевого развития и как ее корректируют у детей разного возраста?


Отставание детей в психоречевом развитии сегодня имеет стойкую тенденцию к росту. На данный момент каждому пятому ребенку пяти лет ставится этот диагноз. А между тем лечение в таком возрасте уже практически не дает результатов. Отставание в психическом и речевом развитии станет причиной серьезных проблем при обучении, общении с окружающими. Как же распознать у детей начинающуюся задержку психоречевого развития (ЗПРР) и оказать им необходимую помощь?

Занятия с ребенком с ЗПРР

Распознать – вовремя

В большинстве случаев ЗПРР проявляется у ребенка крайне рано. Связано это с тем, что вызывает такую задержку чаще всего нарушение деятельности отделов мозга, отвечающих за эмоциональную и речевую сторону развития. Здесь очень важно вовремя забить тревогу. Если начать лечение по достижении 2-3 лет, оно будет гораздо более результативным. Ребенок сможет затем учиться в обычной школе, не будет иметь трудностей с общением, особенно со сверстниками.

Многие родители не обращают внимания на симптомы отставания своих детей, считая это просто индивидуальными особенностями их развития. Однако об отсутствии патологии можно говорить, если отклонение от нормы не превышает нескольких месяцев. Если же ребенок 3 лет не говорит ни слова – это явная задержка развития.

Как же проявляется задержка психоречевого развития в раннем возрасте? Возникает она обычно на фоне отклонений (даже серьезных патологий) в работе нервной системы, поэтому большинство таких детей с раннего возраста наблюдается и лечится у специалистов. При этом педиатры, неврологи, психиатры всегда вписывают в детскую историю болезни: «угрожаемый по ЗПРР». На это стоит обращать самое пристальное внимание и принимать меры, как только будут замечены подобные тревожные симптомы:

  • к 4 месяцам малыш не начал реагировать на голоса и жесты родителей, не научился улыбаться;
  • к 8 месяцам нет проявления гуления, ребенок не лепечет однотипных слогов;
  • к году не проявляет эмоциональной активности, говорит буквально 2-4 слова;
  • к полутора годам не может понимать простейших слов и просьб, не отзывается на свое имя, не может попросить о чем-то, зачастую такие дети не могут даже жевать;
  • к двум годам использует несколько слов в устойчивой форме, не учит новые;
  • после двух лет говорит всего полтора-два десятка таких слов, при этом они не формируются в предложения, даже простые;
  • после трех ребенок может составлять простейшие предложения (из 2-3 слов, порой несогласованных между собой), растягивает или, наоборот, тараторит, «съедая» окончания слов; вместо ответа на вопрос часто повторяет сам заданный вопрос.

Кроме того, отклонения в работе нервной системы приводят к другим проявлениям отставания в развитии у детей:

  • постоянное слюнотечение из открытого рта;
  • рассеянность, невнимательность;
  • повышенная утомляемость;
  • гиперактивность;
  • склонность к агрессии;
  • неразвитая память;
  • слабое воображение;
  • медленное соображение;
  • эмоциональная скудость;
  • затруднения при контактах с другими людьми;
  • признаки отставания физического развития (ребенок хилый, имеет слабую мышечную массу, низкий тонус, иногда – ДЦП).

Совет

Чтобы снизить отставание малыша в психоречевом развитии, окружите его активной речевой средой: как можно больше говорите с ним, пойте ему, читаете книжки, рассказывайте детские стишки и потешки, вовлекайте в обсуждение просмотренных мультиков или сказок, даже если он очень плохо говорит. Пусть показывает свое отношение эмоциями, жестами, лепетом.

Если начать комплексное обследование такого ребенка, непременно будут выявлены нарушения работы левого полушария его мозга, которое отвечает за психоэмоциональное и речевое развитие.

Ребенок с задержкой развития

В чем корень проблемы?

Отличие задержки психоречевого развития от простого отставания развития речи в том, что последнее может возникать на фоне простого отсутствия нормального окружения ребенка, когда дефицит общения и занятий по развитию речи либо напряженная психологическая обстановка приводят к торможению речи. Причины же ЗПРР в подавляющем большинстве случаев – патологии работы нервной системы, и лишь в единичных случаях – так называемая социальная запущенность. Это важное отличие для понимания и решения проблемы.

Что же нарушает нормальную мозговую деятельность малыша? Спровоцировать патологии могут:

  • сложности при протекании беременности (инфекции, гестоз, травмы, отравления, обострения заболеваний матери);
  • гипоксия плода (кислородное голодание);
  • сложные, проблемные роды (преждевременные, стремительные, сопровождающиеся обвитием пуповиной, травмами ЦНС ребенка);
  • тяжелые инфекции, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
  • некоторые генетические заболевания, приводящие к патологиям работы мозга.

Подобные нарушения могут спровоцировать серьезные заболевания, которые также будут характеризоваться заметным отставанием ребенка в психоречевом развитии:

  • нарушение метаболизма центральной нервной системы;
  • эпилепсия и другие подобные нарушения;
  • образования в мозге (кисты, опухоли);
  • ишемическая болезнь;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • гидроцефалия;
  • ДЦП;
  • спазмы сосудов головного мозга;
  • нарушенная циркуляция спинномозговой жидкости.

Аутист

ЗПРР при аутизме

Аутизм – одно из серьезнейших психических заболеваний, сопровождающееся задержкой психоречевого развития. Аутизм характеризуется крайней степенью замкнутости, отсутствием интереса к происходящему вокруг. Поэтому очень важно вовремя установить (или исключить) эту психическую патологию у ребенка. Сопровождается она весьма специфической симптоматикой.

  • Ребенок избегает любого контакта с окружающими людьми, даже с родителями, погружен в себя.
  • Он склонен к приступам безосновательной агрессии, при этом она часто направлена на самого себя (малыш может бить себя, щипать, кусать).
  • Ребенка отличает стереотипное нелогичное поведение: он повторяет монотонные движения (раскачивается в стороны, кружится или ходит по кругу, расставляет вещи в определенном порядке, болезненно реагируя на малейшую попытку что-то переставить).
  • Кроха не понимает, для чего нужны игрушки, зачастую ролью игрушек наделяет совершенно другие предметы (папины инструменты, кухонную утварь). Выбирает для игры один любимый предмет или даже какую-то его отдельную часть (например, ситечко от заварника или крышку от контейнера).
  • Не может и не стремится общаться с людьми: объяснять им что-то, просить, благодарить, помогать.
  • Игнорирует просьбы о помощи, демонстрируя полное равнодушие.

Подобные проявления довольно сложно поддаются лечению, требуют комплексной помощи родителей, неврологов, психиатров, психологов, а также использования нетрадиционных форм и методов реабилитации. К сожалению, зачастую более-менее адекватную помощь такие дети могут получить только у дорогостоящих зарубежных специалистов.

Развивающее занятие с ребенком

Лечение ЗПРР

Исходя из того, что проблема в подавляющем большинстве случаев кроется в нарушениях функционирования отделов головного мозга, лечение должно начинаться с комплексного обследования для выявления точной и полной картины происходящего. Обследования проводят невролог, психиатр, педиатр, детский психолог. Только после этого разрабатывается индивидуальный план лечения. Он может включать в себя следующие составляющие.

  • Медикаментозное лечение, направленное на коррекцию работы пораженных участков мозга, улучшение нейронных связей и микроциркуляции крови, улучшение кислородного питания, снижение нервной возбудимости и гиперактивности, обогащение организма поливитаминами и минералами. Назначение препаратов проводит детский невролог или невропатолог после проведения таких исследований, как КТГ, ЭЭГ, МРТ.
  • Микротоковая рефлексотерапия – метод реабилитации детей с ЗПРР, при котором сверхмалые электроимпульсы действуют на биологически активные точки головного мозга. Это позволяет восстанавливать нарушенную работу центральной нервной системы в пораженных участках. Такой метод разрешен уже с 6-месячного возраста и эффективен даже при гидроцефалии.
  • Работа с дефектологами. Эти специалисты начинают занятия с детьми от двух лет. Они нацеливают свою работу на развитие памяти, мыслительных способностей, мелкой моторики ребенка.
  • Занятия с логопедами. Их целесообразно начинать не раньше 4 лет (но и не позже 5). Логопед должен «выставить» ребенку правильную артикуляцию, научить его понимать и строить предложения и связные тексты. При этом может понадобиться логопедический массаж, помогающий разрабатывать жевательные и мимические мышцы лица, шеи, языка, снимать с них повышенный тонус, что будет способствовать более свободному звукоизвлечению. Работа с логопедом должна являться логическим продолжением комплекса лечебно-реабилитационных мер, а не единственным способом заставить малыша говорить. В 4-5 лет это практически невозможно.
  • Посещение детского психолога. Обращение к нему может понадобиться, если клиническая картина сопровождается серьезными психотравмирующими моментами (например, длительная разлука с мамой, когда кроха вынужден был после рождения долгое время находиться в больнице без нее, сильный испуг, состояние стресса, проживание в неблагополучной семье с неблагоприятным психологическим микроклиматом и т. д.).

Дельфинотерапия
В серьезных случаях задержки психоречевого развития не пренебрегайте дополнительными, альтернативными способами коррекции и адаптации. Это может быть, например, дельфино- или иппотерапия, музыкальные занятия, сеансы общения с кошками, всевозможные игры, развивающие мелкую моторику, творческое мышление и логику (пазлы, головоломки, конструкторы, лепка из пластилина, глины, соленого теста; танцы, рисование, работа с песком, крупами, мыльной пеной и т. д.).

Все это не только поможет ребенку освоить нужные ему навыки, но и снизит чувство тревоги и одиночества, придаст уверенности в своих силах (особенно если за малейший успех мама его похвалит), даст ощущение родительской любви и заботы, поможет ему ощутить свою нужность и значимость в семье и обществе. Не бойтесь показать малышу все богатство проявлений эмоций, творчества, общения, красоту и гармонию окружающей природы. Все эти звенья логично дополнят цепь предыдущих мер, и результат будет гораздо заметнее.

При задержке психоречевого развития важно не просто помочь ребенку восстановить нарушенные «опции». Важно вовремя установить истинные причины, вызвавшие отставание. И чем раньше, тем успешнее будет дальнейшая адаптация ребенка к жизни в социуме. Один только психолог или логопед в таких случаях ситуацию не спасет. Но правильное и своевременное лечение поможет малышу избежать проблем в общении со сверстниками и старшими людьми, трудностей с обучением, психологических комплексов.

Оставить комментарий: