Все методы коррекции задержки развития речевых навыков у детей


Начиная с рождения ребенок издает различные звуки. По мере его роста и развития они превращаются в слоги, постепенно переходя в осмысленные слова и фразы. Скорость, с которой это происходит, у каждого малыша своя. Но есть и определенные нормы. Серьезное отставание от них может дать повод для беспокойства: возможно, у ребенка задержка речевого развития. Родителям нужно знать сущность и проявления данного отклонения, ведь от того, насколько своевременно оно обнаружится, напрямую будет зависеть и эффективность лечения.

Девочка с нарушением психоречевого развития

Почему возникает нарушение

Задержка речевого развития (ЗРР) выявляется в среднем у 5-10 % малышей до 3 лет, причем у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек. Опасность заболевания в том, что оно способно негативно повлиять на психическое развитие ребенка: его память, воображение, мышление и установление межличностных связей. Когда обнаружено, что отставание в речевых и психических процессах у малышей наблюдаются одновременно, медики используют термин ЗПР – задержка психоречевого развития.

Причины возникновения расстройства можно условно подразделить на физиологические (связанные со здоровьем ребенка) и социальные (особенности его окружения, семейного воспитания и т. п.).

К физиологическим  факторам формирования ЗРР чаще всего относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • нарушения остроты слуха и зрения;
  • недоразвитие органов артикуляции (языка, губ, мягкого неба);
  • различные патологии головного мозга;
  • внутриутробные и родовые инфекции или травмы;
  • высокое внутричерепное давление;
  • осложнения после некорректного проведения вакцинаций и др.

Кроме того, на развитие речевого отставания у ребенка могут повлиять курение или употребление алкоголя мамой во время беременности, а также такие заболевания, как синдром Дауна или ДЦП.

К социальным факторам формирования ЗРР у детей относятся:

  • невнятная речь людей, окружающих малыша;
  • недостаточное внимание к ребенку, когда с ним мало общаются и разговаривают;
  • частые стрессы и эмоциональные перегрузки;
  • недостаточная мотивация к развитию речи со стороны родителей, чрезмерная опека;
  • постоянный поток «взрослой» информации, которую ребенок не в состоянии воспринимать и осмысливать.

Иногда развитие ЗРР связано с проживанием в семье, где говорят на разных языках одновременно. Вышеперечисленные причины являются самыми частыми и явными, но примерно в трети случаев установить, почему у ребенка сформировалось данное расстройство, так и не удается.

Мама разговаривает с малышом

Нормы развития речи

Чтобы понять, как проявляются задержки в развитии речи у малышей до 3 лет, обратимся к общепринятым возрастным нормам.

  1. Этап гуления. В 2-4 месяца малыш реагирует на обращение взрослых: улыбается, агукает. Начинает издавать отдельные гласные звуки, плавно переходящие из одного в другой.
  2. Этап лепета. В 5-8 месяцев к гласным звукам добавляются согласные, получаются определенные слоги. Затем лепет совершенствуется, малыш ведет своеобразный диалог со взрослыми, прислушиваясь к ним. В этот период многие дети могут использовать слоги, чтобы, например, попросить что-нибудь.
  3. Этап первых слов. К 9-10 месяцам у девочек и к 11-12 у мальчиков сочетания звуков начинают складываться в первые слова: ма-ма, ба-ба, ня-ня и т. п. Они могут звучать слегка искаженно, тем не менее, это уже попытка речи.
  4. В норме ребенок в год произносит около 10 слов (это его активный словарь) и понимает около 200 слов (пассивный словарь). До некоторого времени второй намного больше первого, но около 1,5–1,8 месяца наступает период, когда слова из пассивного словаря начинают быстро входить в активный. У некоторых малышей это время задерживается до 2 лет и чуть больше: ребенок все понимает, но почти не говорит. Это входит в рамки нормы. У таких детей всплеск активной речи часто случается внезапно. Впоследствии они не только догоняют, но часто и перегоняют своих ровесников, заговоривших раньше.

Специалисты считают, что переход к фразовой речи становится возможным, когда в активном словаре малыша насчитывается около 40-60 слов.

  • В 1,5–2 года ребенок произносит первые простые предложения (как правило, из двух слов). Например: «Хочу мишку!».
  • В 2,5 года они становятся более сложными и развернутыми, из 3-4 слов. Например: «Не буду, плохая каша!». Активный словарь подрастает до 50-100 слов.
  • С 3 до 4 лет у детей, как правило, формируется связная речь. Помимо самых простых слов, они пользуются местоимениями, наречиями, прилагательными, умеют изменять слова по числам и родам. Словарный багаж составляет до 800 слов в 3 года и до 1500 – к 4 годам.

Это общепринятые, усредненные нормы. Специалисты считают нормальным речевые отставания на 2-3 месяца у девочек и на 4-5 месяцев – у мальчиков.

Ребенок не хочет говорить

Как проявляются отклонения

На разных возрастных этапах могут наблюдаться следующие симптомы ЗРР.

  • В возрасте до года малыш слабо гулит, почти не лепечет, плохо реагирует на речь взрослых, обращенную к нему.
  • В 1,5-2 года почти не делает попыток повторять чужие слова, не способен выполнить простую просьбу, высказанную в словесной форме.
  • В 2 года в речи ребенка полностью отсутствуют самостоятельные слова.
  • В 2,5-3 года он не может соединять слова даже в самые простые фразы.
  • В 3 года и старше – отсутствие собственной, индивидуальной речи, неумение взаимодействовать со сверстниками, неспособность отвечать на простые вопросы и т. п.

Дать точную оценку тому, является ли такое поведение личностной особенностью малыша или это признак ЗРР, может только врач.

Совет

Если ребенок разговаривает только заученными словами (например, фразами близких людей, либо героев книжек и мультиков), вместо речи предпочитает обходиться мимикой и жестами – это серьезный повод показать его специалисту.

Малыш у невролога

Как проводится диагностика

Диагностические мероприятия сводятся к выявлению этиологии нарушения речи. Они требуют комплексного подхода, включающего в себя:

  • изучение истории болезни маленького пациента и его родственников (с целью выявления наследственного фактора);
  • проверку остроты слуха и зрения;
  • тестирование психомоторного развития (особенно лицевых мышц);
  • детальный опрос родителей (время появления первых признаков задержки, обстановка в семье и т. п.).

Таким образом, по направлению педиатра ребенок должен пройти консультацию следующих врачей-специалистов:

  • отоларинголога;
  • окулиста;
  • детского невролога;
  • логопеда;
  • детского психиатра или психолога.

В качестве дополнительных диагностических методов могут назначаться инструментальные обследования:

  • МРТ;
  • ЭКГ;
  • ЭхоЭГ;
  • сканирование головных артерий.

Задержка речевого развития предполагает отличие подобного нарушения от других заболеваний с частично сходной симптоматикой: тугоухости, олигофрении, отита или аденоидов, аутизма и др. Следует также исключить ОНР (общее недоразвитие речи у детей с нормальным интеллектом и ненарушенным слухом). Для этого и проводится столь разносторонняя диагностика.

Выделяется несколько разновидностей расстройства.

  • Логопедическая задержка. Для нее характерны нечеткое произношение лишь некоторых букв или слов, трудности с самостоятельным построением предложения.
  • Темповая (или общая) задержка. Она затрагивает все компоненты речи, от звуков и словарного запаса до связности речи.

Какой бы ни была разновидность, расстройство в той или иной степени неизбежно влияет на развитие психики ребенка. Поэтому, как правило, при наличии большинства симптомов речь идет о задержке психоречевого развития.

Существует несколько периодов, которые медики считают критическими, так как в это время влияние патологических факторов может быть наиболее опасным.

  1. От 1 года до 2 лет. На этом этапе может развиться не только ЗРР, но и алалия (полное отсутствие речевой активности).
  2. В 3 года на фоне основной симптоматики возможно возникновение заикания и мутизма (нежелания вступать в словесный контакт).
  3. От 6 до 7 лет. Помимо прочих симптомов, могут наступать органические поражения мозга. Например, детская афазия, при которой теряется ранее присутствовавшая речь.

Совет

По данным, собранным сайтом TheRebenok.ru, симптомы ЗПР у детей успешно поддаются комплексному лечению. Поэтому не стоит списывать явные признаки нарушения на индивидуальность ребенка, лучше своевременно обратиться к врачу.

Коррекция расстройства

Сущность и объем коррекции нарушения зависят от выявленных в ходе диагностики факторов, ставших причиной отставания в формировании речевых навыков.

Если в основном это причины социально-педагогического характера, главным образом потребуется два условия.

  • Создание благоприятной речевой среды. Сюда входят мотивация ребенка к произношению слов и фраз, демонстрация культуры речи на личном примере, проговаривание вместе с малышом всех его действий и т. п.
  • Занятия с логопедом или дефектологом с использованием наглядных, практических и технических средств реабилитации, игровых упражнений и др.

Если в основе лежит дисфункция мозга, помимо вышеупомянутых мероприятий, подключаются другие методы.

  • Медикаментозная терапия. Могут быть назначены средства, стимулирующие мозговое кровообращение и высшие функции мозга (память, рассудок, сознание). К ним относятся «Ноотропил», «Когитум», «Актовегин» и другие препараты, назначаемые строго врачом. Самолечение при ЗРР категорически исключено.
  • Магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Эти процедуры выборочно воздействуют на определенные зоны головного мозга, отвечающие за дикцию, речевую активность, умственные способности. Проводятся только по назначению врача, так как имеют противопоказания.
  • Специальный логопедический массаж определенных участков лицевых мышц, ушей и рук, проводимый специалистом. По индивидуальным показаниям может быть назначен зондовый массаж Новиковой и некоторые другие методики.

В определенных случаях врачи рекомендуют занятия в дельфинарии или на ипподроме. Они не только нравятся детям, но и оказывают выраженный положительный эффект.

Комплекс этих методик позволяет активизировать произношение, развить зрительное и слуховое внимание, умственные возможности, улучшить дикцию и увеличить словарный запас. Результатом станет развитие связной речи.

Важно!

Домашние занятия с ребенком, которые назначит специалист, должны носить постоянный характер.

Положительное действие оказывают занятия и игры, помогающие развитию мелкой моторики:

  • мозаика и пазлы;
  • рисование;
  • лепка из глины и пластилина;
  • аппликация и др.

Кроме того, полезны дидактические игры (логопедическое лото и др.), различного рода звуковые подражания.

Девочка не общается со сверстниками

Возможные осложнения

Существует много мифов о том, что задержка речевого развития – надуманный диагноз и расстройство может пройти само, все зависит от индивидуальности ребенка. На самом деле игнорирование явных признаков и несвоевременное обращение за врачебной помощью может привести к развитию таких осложнений, как:

  • отставание (иногда достаточно серьезное) от ровесников в умственном и психическом развитии;
  • увеличение симптоматики с течением времени;
  • трудности, возникающие при общении со сверстниками.

Последнее часто создает большие проблемы при посещении детского сада. Ребенок получает психологическую травму, понимая, что он отличается от других. Многие дети вообще перестают стремиться к общению, закрываясь в себе. Поэтому когда приходит возраст для поступления в школу, часто встает вопрос о специальном (вспомогательном) заведении, так как в обычной школе у ребенка непременно возникнут трудности при обучении.

Женщина играет с ребенком

Профилактика расстройства

Профилактика проблем с речевым и психическим развитием малыша начинается во время благоприятного течения беременности, родов и послеродового периода. Маме следует отказаться от вредных привычек, побольше разговаривать с малышом, включать ему мелодичную красивую музыку, петь песни, читать сказки и стихи.

Проходя все необходимые в связи со здоровьем ребенка обследования, нужно не забывать о проверке остроты его зрения и слуха. Лучше, если игрушки, с которыми играет малыш, будут иметь не только развлекательную, но и развивающую направленность. А информацию, не относящуюся к зоне актуального развития ребенка (телевизор, «непонятные» взрослые разговоры и новости) следует ограничить.

Совет

В возрасте 2 лет, даже если никаких отклонений не наблюдается, полезно посетить в профилактических целях врача-логопеда.

Важно обеспечить здоровые, адекватные семейные отношения. Взрослым следует соблюдать речевую культуру, начинать с себя. Родителям нужно побольше общаться с ребенком, проявлять интерес к его внутреннему миру. Замечено, что малыши, растущие в атмосфере любви и внимания, редко страдают ЗРР. Эффективность коррекционных мероприятий также зависит от совместных усилий врачей, педагогов и родителей. Только их слаженными действиями возможно достижение положительного результата.

Общеизвестно, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить. К детскому отставанию в речевом развитии это относится в большой степени. Чем раньше будут начаты лечебные и развивающие занятия, тем больше шансов на скорейшее достижение успеха. Как правило, при устранении сопутствующих факторов и правильно организованной коррекции дети с ЗРР уже в младшем школьном возрасте догоняют своих сверстников.

Комментарии:
  1. Диана
    03.04.2018 в 04:40

    Спасибо большое за статью. Буду иметь в виду.

  2. Кара
    30.12.2018 в 16:23

    у нас коррекция была в виде занятий с логопедом и надо было сыну пропить пантокольцин — это ноотропное средство такое для стимуляции головного мозга, хотя я сначала давать его не хотела, думала логопеда хватит, но дело туго шло. А когда все же решилась, то к концу первого курса стал не просто отдельными словами говорить, а полноценными предложениями.

  3. Эльвира
    09.06.2019 в 01:29

    Мы тоже к занятиям добавляли ноотропы. Лучше всех сработал Кортексин, на нем не было никакой побочки и у ребенка стали появляться не слова , а целые предложение, я была просто в шоке от того, что такое возможно.

  4. Нина
    27.06.2019 в 15:57

    Не буду ругать невестку, наверное, она действовала из лучших побуждений. Но, с ребенком занималась мало, старалась включить ему мультики на планшете, и общаться с подругами. В результате внук в три года почти не говорил. Я нашла специалиста-невролога, который и поставил диагноз – задержка речи. Сказал, что самостоятельно проблема не пройдет, и корректировать ее с возрастом станет труднее. Прописал Кортексин, магнитотерапию. Посоветовал найти хорошего логопеда и, главное, общаться с ребенком активнее дома. Я взяла все под свой контроль, уколы ставила сама, к логопеду его вожу, и сейчас внук общается с ровесниками, взрослыми. Даже учит английский, занимается ментальной математикой.

  5. Карина
    11.10.2019 в 00:18

    Невролог кроме занятий рекомендовала поставить сыну курс уколов кортексин. Долго не решалась, а зря — после уколов занятия стала давать отличный результат, сын стал усидчивее, лучше усваивал информацию, а потом и речь пошла.

Оставить комментарий: