Методика развития речи детей дошкольного возраста


Степень владения речью характеризует, прежде всего, степень готовности ребенка к успешному обучению в школе. А период до 7 лет является самым благоприятным для развития у детей речевых навыков. Родителям стоит знать, что способствует полному и правильному развитию речи у детей в дошкольном возрасте.

Мама собирает с ребенком пирамидку

Особенности развития речевых навыков дошкольника

От рождения и до школы маленький человек проходит огромный путь становления речи: от простого «мама, дай» до сложноподчиненных конструкций, объединенных в логическое повествование с использованием выразительных средств родного языка. За этот период речь малыша проходит большой эволюционный путь.

  • Речь становится менее ситуативной и более универсальной, контекстной.
  • Она приобретает связность, выразительность.
  • Появляются навыки словообразования, управления словами при построении предложений, усложняются синтаксические конструкции.
  • Обогащается словарный запас.
  • В речи малыша появляются логика и рассудительность.
  • Развивается способность понимать смысл литературных произведений, анализировать их.
  • Завершается развитие фонематического слуха.
  • Речь обретает разные формы (рассказ, пересказ, беседа, рассуждение, расспрос).
  • Ребенок постепенно готовится к обучению грамоте.

Навыки говорения ребенок получает, прежде всего, на примере близкого окружения (родители, бабушки, дедушки). К сожалению, большинство взрослых не считают нужным уделять дополнительное внимание развитию речевых навыков малыша. При этом их вечная занятость приводит к тому, что кроха большую часть времени лишен полноценного речевого окружения, живого общения, которые ему заменяют игрушки, телевизор, гаджеты.

Ребенок не хочет разговаривать

Основные проблемы речевого развития детей

Такого «самотека» чаще всего недостаточно для того, чтобы ребенок дошкольного возраста смог достичь нужного уровня развития речи к моменту прихода в образовательное учреждение. Это значит, что проблем на начальном этапе обучения в школе у таких детей будет немало, ведь уровень владения языком оставляет желать лучшего. Чаще всего он характеризуется следующими признаками.

  • Односложной речью с использованием простейших предложений. (Попытки построить сложную конструкцию приводят к ее несогласованности и нелепости).
  • Скудным словарным запасом (обиходного минимума в 6-7 лет явно недостаточно, речь будет бедной, косноязычной).
  • Засорением речи жаргонными, сленговыми, ненормативными словами, которые ребенок почерпнул из телевизора, компьютера, общения во дворе.
  • Неумением вести диалог: строить вопросы и формулировать ответы (особенно развернутые) в зависимости от ситуации. Отвечая, малыш не в состоянии оценить, насколько глубоким должен быть его ответ, поэтому зачастую говорит либо совсем кратко – односложной фразой, либо все, что ему по данному поводу известно.
  • Трудностями построения монолога – рассказа о событии, пересказа прочитанного или увиденного (а ведь это основной навык, необходимый в начальной школе).
  • Неумением логически мыслить, анализировать, делать выводы.
  • Неумением правильно пользоваться интонацией, силой голоса, скоростью речи.
  • Зачастую и плохой дикцией.

Мама с дочкой играет в телефон

Методика развития речи

Чем раньше начнется корректировка речи дошкольника, тем лучше будут результаты. Ведь речевые функции головного мозга легче всего тренировать в период их естественного становления – именно в дошкольном возрасте. Если первые 6-7 лет ребенка прошли без таких тренировок, развитие речи может остановиться навсегда.

Существует множество методик развития речи малышей с упором на возрастные особенности, на обучение культуре речи, воспитание правильного произношения, мышления и т. д. Но в целом в большей или меньшей степени такая методика должна включать в себя уроки (занятия, упражнения) на развитие следующих навыков и функций организма:

  • общей и мелкой моторики;
  • чувства ритма и равновесия;
  • сенсорики (восприятия);
  • фонематического слуха;
  • артикуляционного аппарата;
  • речевого дыхания;
  • словарного запаса;
  • грамматического построения речи;
  • интонационной и лексической выразительности;
  • связной речи на материалах произведений литературы и устного народного творчества.

Самые примитивные речевые игры (песенки, потешки, милые стишки, колыбельные) могут работать даже в самом раннем возрасте: в 2 года или даже ранее.

Совет

Игровая форма – наилучший вариант для таких занятий и с детьми постарше. Заставить ребенка разговаривать принудительно невозможно. Процесс развития его речевых способностей должен происходить ненавязчиво, в виде игр. Играйте с ребенком ежедневно. Даже 10-15 минут таких занятий по развитию речи каждый день дадут результат. А вот если они будут напоминать малышу нудные обязательные уроки, это может отбить интерес к дальнейшему обучению).

Ребенок едет на велосипеде

Игры на развитие общей и мелкой моторики, ритма, равновесия

Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся близко друг от друга, поэтому существует непосредственная взаимосвязь между двумя этими процессами. Чувство ритма позволяет сделать речь ребенка организованной, размеренной, не скачкообразной. Вестибулярный аппарат также связан с речевым центром. Поэтому речевая подготовка к школе младших и старших дошкольников должна включать комплекс игр, развивающих все эти способности, что улучшает и речевую картину.

Это могут быть такие игровые занятия:

  • любые игры с мячом (выбивной, съедобное-несъедобное, баскетбол, футбол, перекатывание мяча от одного игрока к другому с называнием любых предметов: видов цветов, предметов одежды, названий блюд), прыжки на фитболе;
  • прыгание на скакалке;
  • качание на качелях;
  • езда на велосипеде (мопед или детский автомобиль не подойдут – важны ритмичные поочередные движения ног);
  • ходьба по бревну;
  • игры с воздушными шарами;
  • игры, имеющие команды «старт-стоп», «замри-отомри»;
  • чтение стихов, сопровождающееся ритмичными хлопками, топанием и т. д.;
  • лепка из пластилина, глины, теста;
  • игры с крупами, песком, мыльной пеной (разбирание по отдельности смешанных круп, строительство песочных замков и лепка куличиков, взбивание пены, рисование ею, пенный массаж рук).

Совет

Всегда останавливайте игру по развитию речи и переключайте ребенка на другой вид деятельности (на другую игру), если видите, что малыш утомился, начинает скучать, отвлекаться, зевать, злиться. Занятие должно быть интересно дошкольнику, а не просто «быть», только тогда это даст результаты.

Как развить сенсорику и фонематический слух?

Развитие сенсорики способствует развитию абстрактного мышления и лучшему восприятию информации на слух. А это облегчает дифференцирование слова на отдельные части (слоги, звуки).

Итак, сенсорные игры могут быть следующими.

  • Взять на ощупь предмет в мешочке и, не глядя на него, угадать, что это.
  • С завязанными глазами угадать по вкусу, что за фрукт (овощ, лакомство), дали попробовать, описать вкус.
  • Угадать с завязанными глазами по запаху фрукты, цветы, специи, духи и т. д.
  • Деткам младшего возраста очень полезно открывать-закрывать различные банки, бутылки, кошельки, шкатулки, коробки, задвижки на дверях.
  • Определение фактуры, консистенции температуры предмета (гладкий, шершавый, пушистый, плотный, рыхлый, холодный, горячий, вязкий, липкий, жидкий, влажный). Для этого пусть малыш трогает предметы из самых разных материалов и описывает ощущения.

Для развития фонематического слуха можно поиграть в следующие игры.

  • Пусть ребенок подаст знак (хлопнет в ладоши, встанет, поднимет руку), когда услышит слово с заданным звуком (не важно, в какой части слова).
  • То же самое, только нужно выделить общий звук у нескольких слов и назвать его (мыло, травма, ком – звук М).
  • Разные комбинации со звуками: подобрать слово, которое начинается на букву, стоящую в конце заданного слова; вспомнить предмет, в котором будет присутствовать первый звук заданного слова; подобрать слово, начинающееся и заканчивающееся на заданные звуки (например, С и П).
  • Разложить картинки на три части: слева заданный звук должен стоять в начале слова с картинки, по центру – звук в середине, справа – звук в конце.
  • Ребенок называет предмет на картинке и определяет, в какой части слова стоит заданный звук.

Совет

Такие игры лучше проводить с детьми старшего дошкольного возраста. Деткам помладше предложите вместо картинок реальные предметы или игрушки.

Девочка дует на одуванчик

Игры на развитие речевого дыхания и артикуляции

Малыши, не умеющие правильно использовать дыхание при разговоре, обычно говорят тихо, в основном короткими фразами, поскольку на длинные не могут правильно распределить выдох, и вынуждены «довдыхать» в процессе произношения. Они часто недоговаривают фразы или переходят в конце на шепот, говорят нечетко, взахлеб, речь их становится «рваной», судорожной, без интонации, они не выдерживают паузы.

Вырабатывать силу выдоха и глубину вдоха помогут следующие способы:

  • обдувание одуванчиков;
  • сдувание с руки мыльной пены;
  • сдувание карандаша со стола;
  • можно дуть на бумажные кораблики в воде;
  • задувать свечи с довольно большого расстояния (20-30 см);
  • надувать мыльные пузыри;
  • пускать пузыри в воде с использованием соломинки;
  • дудеть в свистульки, детские дудочки.

Артикуляционные упражнения направлены на укрепление мышц и развитие подвижности губ, языка, растягивание подъязычной уздечки. Например:

  • тянуться кончиком языка к носу;
  • облизывать поочередно верхнюю и нижнюю губу («Вкусное варенье»);
  • сомкнуть зубы и водить по ним изнутри сверху вниз языком («красить забор»);
  • вытягивать губы в трубочку, а затем растягивать в широкой улыбке;
  • облизывать верхние и нижние зубы за сомкнутыми губами;
  • тянуться языком вверх (к носу), затем вниз (к подбородку);
  • поставить язык за верхними зубами и бить кончиком, произнося на весь выдох звук Д;
  • тянуться языком к правой, затем левой щеке;
  • прижать язык к нёбу, опустить нижнюю челюсть и задержать на несколько секунд («Грибочек на ножке»);
  • цокать языком по нёбу за верхними зубами («Лошадка»);
  • вытянуть на нижней губе широкий плоский язык («Лопатка»);
  • то же самое, но язык вогнут («Чашечка для чая»);
  • открыть рот и вытянуть вперед острый язык (как стрелочка) и др.

Занятие с ребенком для развития речи

Работа над связной речью: словарный запас, грамматика

Методы развития речевой активности сводятся к тому, чтобы ненавязчиво побуждать ребенка размышлять над сказанным, обдумывать ответы, задавать вопросы, строить распространенные предложения, пересказывать услышанное или увиденное, то есть обеспечивать вокруг малыша постоянное активное речевое пространство. Можно начинать такую игру, например, складывая пазлы или рассматривая картинки в журнале, книге. При этом нужно задавать максимально разнообразные вопросы (Кто? Что? Когда? Как? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Что будет, если…? Ты встречал такое? Как бы ты поступил?). Если малыш затрудняется с построением ответного предложения, ему нужно показать пример. Так же можно обсудить просмотренный мультфильм или прочитанную книжку.

В речь малыша нужно вводить сложные союзы, местоимения, наречия (из-за этого, потому что, если – то, который, оттого что, поэтому).

Хорошо порассуждать над значением фразеологизмов, пословиц, поговорок. Ребенок должен усвоить, что они употребляются в неизменяемой форме и в переносном значении.

Прекрасно тренирует ассоциативное мышление и аналитические способности разгадывание загадок. Малыш научится обобщать предметы по каким-то признакам, выделяя один, присущий только конкретному загаданному предмету.

Еще один способ создать активную языковую среду – организовать домашний кукольный театр или самодельный «телевизор». Проигрывание различных ситуаций не всегда должно сводиться к готовым сюжетам. Пусть малыш сам сочинит историю выбранного персонажа. А взрослые могут ее дополнить, развить сюжет, выстраивая с ним диалог от имени другого героя. Так ребенок, помимо непосредственной речевой работы, может перебороть стеснительность, выплеснуть накопленные эмоции.

Можно предложить ребенку поиграть в журналиста: пусть он возьмет интервью у кого-то из взрослых или детей, сделает репортаж о какой-то поездке, памятной прогулке, недавно прошедшем празднике.

Другой вариант – взрослый берет интервью у самого ребенка: пусть он поделится воспоминаниями о каком-то памятном ему событии, планами на ближайшую неделю, впечатлениями о просмотренном фильме.

Развитие речи должно происходить комплексно, систематически и в игровой форме. Только постоянно побуждая ребенка к речевой работе, подавая пример и создавая атмосферу легкой игры, можно достичь нужных результатов. Тогда у ребенка не будет проблем в общении, трудностей с усвоением материала, пересказом, построением распространенных, сложных синтаксических конструкций, анализом прочитанного или увиденного. А значит, не будет трудностей с учебой.

Оставить комментарий: