Что делать, если ребенок пока не говорит, как научить его общаться?


Как только малыш сказал первые слова, мама и папа ждут от него осмысленной речи. Когда процесс затягивается, родители задаются вопросом: как научить ребенка говорить? Но обучение не всегда дает ожидаемый результат. Ведь развитие речи зависит от многих факторов — наследственности, состояния здоровья, окружающей среды.

Мама учит ребенка говорить

Последовательность развития речи у ребенка

Речевое развитие человека начинается в период новорожденности и продолжается всю жизнь. Условно приняты этапы осваивания речи в зависимости от возраста, но границы довольно размыты и зависят от конкретных факторов.

  • Первый месяц жизни — новорожденный прислушивается к голосам. К концу первого месяца он затихает, услышав маму или папу.
  • 2-3 месяца — малыш начинает воспроизводить отдельные звуки, звукосочетания, «гулит».
  • 4-6 месяцев — звуки становятся более отчетливыми, можно расслышать «агу» или «гу».
  • 6-9 месяцев — ребенок может произнести слова, состоящие из двух одинаковых слогов. Чаще «мама», «баба», «ку-ку», но малыш говорит пока неосознанно.
  • 9-12 месяцев — кроха начинает осознанно употреблять слова. Может позвать маму или, увидев собачку, сказать «ав-ав». Малыш уже имеет небольшой словарный запас — от двух слов до десяти. Этот период развития называют «лепетным», так как ребенок начинает лепетать на своем детском языке. Воспроизводит в различных сочетаниях звуки б, п, м, г, к, а, у, э. Также малыш начинает видеть связь «слово-действие». Услышав «пока-пока», машет ручкой, по просьбе даст игрушку, понимает значение слова «нельзя».
  • 1 год — 1 год 3 месяца — увеличивается словарный запас крохи до 6-12 слов. Малыш может найти нужную картинку по названию, выполняет простые инструкции (принеси, дай, сядь).
  • Полтора года — ребенок может показать одну или несколько частей тела — носик, ножка, ручка. Словарный запас возрастает до 9-20 слов.
  • 1 год 9 месяцев — показывает больше трех частей тела, пытается составлять фразы из двух слов: «Мама, дай», «Папа, ам-ам». Словарный запас – 15-25 слов.
  • 2 года — словарный запас стремительно увеличивается до 50 слов, малыш показывает 3-5 частей тела, пробует использовать местоимения «ты», «я», «он». Добавляются свистящие (с, ц, з) и шипящие (ш, ж, щ, ч) звуки. Кроха может выполнить двухэтапную просьбу («пойди в спальню, принеси мишку»).
  • 2 года 6 месяцев — ребенок понимает понятия «один» и «много», может считать до двух или до трех. Появляются предлоги «на» и «в».
  • 3 года — ребенок может изъясняться предложениями, использует прилагательные (маленький, большой, вкусный, холодный), считает до 10, может назвать свое имя и возраст, начинает использовать союзы: когда, как, но. Словарный запас – 200-700 слов.
  • 4 года — появляется звук «р», согласные звучат более точно. Ребенок уверенно оперирует сложными предложениями, считает до 10 и обратно. Словарный запас до 2000 слов.
  • 5 лет — малыш правильно склоняет слова, использует понятия «вчера», «завтра», «послезавтра», не переставляет слоги в словах, правильно ставит ударения, считает до 20, использует все части речи. Словарный запас зависит от окружения ребенка, обычно составляет до 3000 слов.

Помните, что каждый ребенок индивидуален. Но в случае существенной задержки речи обратитесь к неврологу.

Важно!

Появление речи у мальчиков начинается позже, чем у девочек. Это не придуманное в простонародье правило, а медицинский факт. Левое и правое полушарие головного мозга соединяет пучок нервных волокон, развитие которого у мужской части населения замедлено по сравнению с прекрасной половиной человечества. Информация между образным (левым) и логическим (правым) полушарием у мальчиков передается дольше. Отсюда трудность в речевом выражении мыслей.

Ребенок в одиночестве перед телевизором

Как не помешать правильному развитию речи?

Если маленький человечек растет в обществе и его здоровье не вызывает нареканий врачей, значит, он заговорит. В 90 % случаев вмешательство родителей не требуется. Главное правило в общении с ребенком — не навредить.

Чего следует избегать, чтобы не вызвать задержку речи у ребенка?

  1. Как можно реже включайте телевизор или радио при ребенке: их малыш воспринимает как шум и на таком фоне не слышит ваших слов.
  2. Не заставляйте ребенка повторять за собой слова. Говорите, но не настаивайте на повторении. Главное, чтобы малыш слушал и понимал значение слов.
  3. Не расстраивайтесь, если Танечка из первого подъезда говорит гораздо больше слов, чем ваш кроха. Малыш чувствует ваше недовольство и начинает нервничать.
  4. Не ругайте кроху, если он отказывается повторять за вами слова. Он может просто не понимать, чего вы от него хотите, а может, повторить именно это сочетание букв для него сейчас трудно.

Не мешайте ребенку, и, если нет проблем со здоровьем, со временем он заговорит. Но что делать, если хочется ускорить речевое развитие?

Совет

Речь раньше появляется у деток, которые общаются с другими детьми. Мамы могут понять без слов, чего хочет малыш. Другой малыш этого понять не может. Иногда у крох, которые много времени проводят вместе, формируется свой собственный язык. Не нужно ограничивать ребенка, просто расширьте круг общения. Увидев, что новые друзья его не понимают, малыш будет активно пополнять словарный запас.

Мама играет с дочкой в телфон

Как помочь ребенку научиться говорить?

Обучение малыша речи — процесс длительный. Этим начинают заниматься еще с пеленок. Тем не менее, процесс абсолютно необременительный. Попробуйте использовать простые правила.

  • Разговаривайте с ребенком вне зависимости от его возраста. Вам кажется, что новорожденные совсем ничего не понимают? Но они вас слышат. В маленьком человечке генетически заложено свойство повторять действия окружающих. Уже после первого месяца жизни малыши начинают издавать звуки, подражая окружающим.
  • Проговаривайте с ребенком каждое действие. «Набираю в тарелку кашку», «беру кубик», «папа кушает» — чем чаще малыш слышит обозначения процесса, тем быстрее выстраивается цепочка слово-действие.
  • Описывайте ребенку все, что он видит: дерево, цветок, кубик, ложка, телевизор. Так малыш быстрее научиться находить глазами предмет, услышав название. Нужно учить кроху понимать речь.
  • Читайте книги. В младшем возрасте дети предпочитают простые четверостишия, например Агнии Барто, в более старшем — сказки в стихах или в прозе. Предпочтительнее книги с картинками, когда малыш с двух сторон — на слух и зрительно — может оценить произведение.
  • Хвалите кроху за каждое новое слово. Поощрение побуждает к действию.
  • Развивайте артикуляцию ребенка. Учите дуть мыльные пузыри, смешно надувать щеки, цокать языком. Эти простые упражнения помогут артикуляционному аппарату быстрее созреть.
  • Играйте в игру «Кто как говорит?». Пожужжите, как пчела, помяукайте, как котенок, помычите как коровка. Повторяя за вами, малыш научится говорить новые звуки.
  • Не выполняйте немые просьбы ребенка. Если кроха тянет руку к предмету, дождитесь простого «дай». Конечно, это касается тех малышей, которые могут говорить, но ленятся. Постепенно они привыкнут, что для получения предмета необходима просьба.

Как видите, ничего сложного. Если у малыша нет проблем со здоровьем, в 2-3 года благодаря появлению речи родителям станет намного легче понять его желания.

Совет

Играйте с малышом в различные пальчиковые игры. Не даром еще наши бабушки с дедушками играли в «сороку-ворону». Если вы боитесь давать крохе мелкие предметы для развития мелкой моторики, игры с пальчиками — отличная замена. Также попробуйте с малышом поиграть в театр теней. Не выключайте свет полностью, чтобы не напугать ребенка. Просто подберите освещение так, чтобы свет падал сзади на выбранный участок стены. Пусть ребенок шевелит пальчиками, загибает их, складывает в кулачок. Гимнастика для пальчиков обеспечена!
Малыш на приеме у ЛОРа

Когда идти к врачу?

В 2 года родители молчащих детишек начинают быть тревогу. Обещанный в интернете словарный запас отказывается расти. Как определить, нужно ли обращаться к врачу? И к какому именно врачу?

При подозрении на задержку развития речи необходимо обратиться к отоларингологу, неврологу, психологу и логопеду. Обследование поможет выяснить причину задержки. Если вы внимательно наблюдали за малышом и вас ничего не беспокоило, скорее всего, тревога будет ложной. Но посетить специалистов необходимо хотя бы для того, чтобы успокоиться.

Причин задержки речи может быть несколько.

  1. Нарушение слуха. Хороший педиатр проверяет слух ребенка еще в период новорожденности — громко хлопает возле ушка. Если кроха вздрагивает, значит, все нормально. Но нарушение слуха может быть не только врожденным, но и как следствие отитов. Если малыш поворачивает голову на ваш голос, выполняет ваши просьбы, значит, со слухом все нормально.
  2. Слабый мышечный тонус лица и рта. Если у ребенка часто вытекает слюна, выпадает еда изо рта, он плохо выговаривает звуки, возможно недоразвитие лицевых и ротовых мышц. С помощью специальных артикуляционных упражнений можно помочь крохе. Их назначит логопед или невролог.
  3. Минимальная мозговая дисфункция. Появляется вследствие родовой травмы, внутриутробной гипоксии, внутриутробных инфекций, высокого внутричерепного давления, поствакцинальных осложнений, менингита или энцефалита. В этом случае только узкопрофильные специалисты назначают лечение. Как правило, ЗРР является симптомом основного заболевания.
  4. Невостребованность речи. Желания ребенка предугадываются. Малыш не испытывает потребности говорить, родители понимают язык мимики и жестов. Осознав свою ошибку, мама с папой могут легко наверстать упущенное.
  5. Билингвизм. Как правило, дети в двуязычных семьях начинают позже разговаривать. Им нужно запомнить в два раза больше слов, чем ребенку в обычной семье. Также различны правила формирования предложений и другие лингвистические основы.

Если у вас есть подозрение на задержку речевого развития, обязательно пройдите с ребенком обследование.

Для того чтобы здоровый ребенок заговорил, нужно не так уж много. Любите ребенка, говорите с ним, читайте книги, дайте поиграть в песочнице, лепите вместе из пластилина, перебирайте мелкие предметы. Это не специальные навыки, а обычная повседневная жизнь. И помните, начало появления речи на дальнейшее развитие не окажет никакого влияния. Ребенок, заговоривший в два года, к шести годам ничем не будет отличаться от ребенка, заговорившего в четыре.

Оставить комментарий: