Условные и безусловные рефлексы новорожденных детей

Период новорожденности длится ровно 28 дней и символизирует собой этап адаптации несовершенного детского организма к абсолютно новым условиям окружающей среды. Именно рефлексы новорожденных позволяют ребенку продержаться это критическое время и быстро приспособиться.

голубоглазый новорожденный

Необходимые полезные навыки в этом случае грудничку закладывает сама природа. Если по каким-то причинам они отсутствуют или не выражены в достаточном объеме, здоровью и жизни малыша угрожает опасность. По этой причине врачи в обязательном порядке проверяют наличие основных рефлексов сразу после рождения детей или через определенное время. При желании родители и сами могут поэкспериментировать, чтобы убедиться, что с малышом все в порядке.

Виды рефлексов и их назначение

Все рефлексы новорожденных делятся на две большие группы – безусловные (врожденные) и условные (приобретенные). Если первые изначально заложены в подсознание грудничка, то вторые являются своеобразным жизненным опытом и формируются уже в процессе жизни. Одни безусловные рефлексы сохраняются на всю жизнь, другие постепенно пропадают, третьи заменяются условными аналогами. Условные тоже могут уступать друг-другу место, забываться и снова возвращаться в определенные моменты жизни.

спящий грудничок

Безусловные рефлексы являются клинически значимыми. Они проявляются с целью облегчения процесса рождения ребенка, дают толчок к развитию новых навыков. Условно их можно разделить на несколько групп:

  1. Рефлексы, которые отвечают за обеспечение нормальной жизнедеятельности организма (сосательный, глотательный, дыхательный, спинальные).
  2. Рефлексы, действие которых направлено на защиту детского организма от внешних раздражителей (холода, жары, яркого солнца).
  3. Рефлексы временного типа. Они пропадают сразу же после выполнения своей функции (например, задержка дыхания в момент прохождения через родовые пути).

Совет: Длительное сохранение врожденных рефлексов не всегда является положительным признаком. В некоторых случаях это указывает на проблемы с мышечным корсетом или нервной системой, повреждение головного или спинного мозга. Поэтому не стоит пропускать регулярные визиты к педиатру, который должен отслеживать эти моменты, и отказываться от рекомендованных визитов к неврологу, даже если кажется, что с малышом все в порядке.

новорожденный

Оральные рефлексы и их характеристики

Благодаря данной группе действий детей не приходится учить правилам приема пищи. Несмотря на видимую простоту процесса, важные рефлексы должны быть развиты в нескольких направлениях:

  • Сосательный. Возникает сразу после рождения или в первые часы после родов младенца, сохраняется в безусловном виде в течение первого года жизни.
  • Глотательный. Возможность протолкнуть употребляемую пищу в пищевод. Сохраняется на всю жизнь в неизменном виде.
  • Хоботковый. Если прикоснуться к губам малыша пальцем, они вытянутся, сформировав трубочку, похожую на маленький хобот. Пропадает примерно на 2-3 месяце жизни.
  • Бабкина. При одновременном нажиме большими пальцами рук на ладошки ребенка у него приоткрывается рот. Сильно выражен в первые два месяца жизни, после чего начинает смазываться и постепенно совсем пропадает.
  • Поисковый (Куссмауля). Прикосновение к уголку губ новорожденного вызывает поворот его головы набок, в сторону раздражителя. Это обусловлено попыткой грудничка найти еду. Исчезает в течение 3-4 месяцев жизни, после чего поиск еды проводится с помощью визуальной оценки окружающей среды.
  • Верхний защитный. Не связан с приемом пищи, но обладает повышенной важностью. Запускается уже в первые часы жизни и сохраняется в течение полутора месяцев. При выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову в сторону и пытается ее приподнять. Это своеобразная реакция на возможные сбои поступления воздуха в легкие.

сосательный рефлекс

Некоторые рефлексы, например, сосательный, могут изначально отсутствовать у недоношенных детей. Это не всегда опасно, но в обязательном порядке отслеживается педиатрами.

Особенности определения двигательных рефлексов

Присутствие хватательных и других двигательных рефлексов позволяет оценить состояние нервной системы грудничка и вовремя заметить наличие патологии.

  • Робинсона и Янишевского. Даем ребенку обхватить большие пальцы на руках. Он должен схватить их настолько крепко, что его можно будет даже приподнять. Этот хватательный рефлекс начинает затухать после 3-4 месяцев. При его сохранении на более длительный срок возникает подозрение на неврологические проблемы.
  • Бабинского (подошвенный). При поглаживании краев подошв с внешнего края происходит веерное раскрытие пальцев, сопровождающееся сгибанием стопы с тыльной стороны. Внимание уделяется энергичности и симметричности движений. Данная проба Бабинского может сохраняться до двух лет. В более позднем возрасте этот хватательный рефлекс указывает на серьезные патологии (ДЦП, нарушение мозгового кровообращения, опухоли центральной нервной системы).
  • Моро (испуга и объятий). Рефлекс Моро у новорожденных состоит из двух отдельных фаз. Добиваемся реакции путем создания громкого звука, например, стуча по пеленальному столику. Сначала наблюдается первая фаза – ребенок раскидывает ручки, выпрямляет ножки и разжимает пальчики. После этого наступает вторая фаза – малыш возвращается в исходное положение и даже как бы обнимает себя руками. В норме он может быть выражен вплоть до пяти месяцев.

испуганный ребенок

  • Кернига. Подразумевает принудительное разжимание тазобедренного и коленного суставов после сгибания. В норме этого сделать не получается вплоть до четырех месяцев.
  • Автоматическая походка. Поднимаем ребенка и слегка наклоняем его корпус вперед. Это приводит к тому, что малыш начинает пытаться совершать самостоятельные шаги. Обращаем внимание, чтобы грудничок наступал на всю стопу. Если используются только носочки или ножки цепляются друг за друга, это указывает на неврологические нарушения. Сохраняется до полутора месяцев.
  • Опоры. Двухфазный рефлекс, который проявляется при попытке поставить малыша на ножки, придерживая его. Сначала грудничок пытается поджать ножки, затем встает на полную ступню. Также сохраняется в течение первых полутора месяцев жизни.
  • Бауэра (спонтанного ползания). Выкладываем малыша на живот и прикладываем к его подошвам ладони. Это побуждает младенца начать ползти, упираясь в созданную опору, помогая себе ручками. Рефлекс появляется примерно на 3-4 сутки жизни грудничка и исчезает через 3-4 месяца.
  • Галанта. Позволяет установить выраженность реакции позвоночника на действие внешнего раздражителя. Легко проводим рукой по длине позвоночника, в результате чего малыш выгнет спину и выпрямит ногу со стороны прямого действия.

грудной ребенок

Помимо этого, существуют так называемые тонические рефлексы новорожденных, например, проба Магнуса-Клейна. Если голову младенца повернуть в сторону, то с той стороны, где окажется лицо малыша, у него выпрямится ножка и ручка. С противоположной стороны конечности наоборот согнутся. Подобная реакция сохраняется в течение первых двух месяцев.

Если перечисленные рефлексы, особенно сосательный и хватательный развиваются с опозданием или не выражены, это может указывать на недоношенность младенца, получение им травмы в процессе родов, присутствие патологии.

Случается, что такое развитие событий становится последствием приема некоторых лекарств. Стоит учесть, что слабые рефлексы поиска еды и ее употребления могут просто свидетельствовать о том, что малыш не голоден. Их лучше всего проверять непосредственно перед процессом кормления. Полное отсутствие обязательных для новорожденного рефлексов указывает на его критическое состояние и требует немедленного вмешательства врачей.




ЗАКРЫТЬ
Оставить комментарий:

Внимание! Копирование материалов сайта возможно только с разрешения администрации и с активной ссылкой на первоисточник.

Информация предоставляется с целью ознакомления. Самолечение может привести к нежелательным последствиям! При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.

Нашли ошибку?
Выделите ее и нажмите:
CTRL+ENTER

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

 Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;

 Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;

 План-схему для составления таких занятий дома.

Заполните форму ниже и получите бесплатно: